Как ответить тем, кто отрицает дозволенность мавлида?
Все посетители социальных сетей, наверное, уже привыкли к тому, что с наступлением месяца Раби уль-авваль среди мусульман с новой силой вспыхивают споры: можно ли в этом время проводить особые мероприятия под названием мавлиды?
Мавлиды (это название происходит от арабского слова, обозначающего рождение) по традиции проводят в месяце Раби уль-авваль, чтобы таким образом отметить приход в мир пророка Мухаммада (мир ему). Их могут устраивать как в узком кругу семьи и друзей, так и для множества гостей. Обычно во время мавлидов рассказывают о рождении Пророка (мир ему), произносят аяты Корана, читают стихи и поют нашиды в его честь.
Противники мавлидов выдвигают самый, по их мнению, сильный аргумент: указания на проведение таких мероприятий не передается от самого Пророка (мир ему), ни от его сподвижников и первого поколения мусульман. Все эти люди славились своим благочестием, так что, если бы мавлид был богоугодным делом, они должны были проявлять усердие в его проведении.
Более того, в исламской религии есть понятие бид’а или новшества, под которым обычно подразумевается введение в религию каких-то посторонних обычаев или действий, которых в ней не было изначально. Противники мавлидов относят эти мероприятия именно к введению в религию новых обычаев – а это является запретным. Есть пророческое сообщение, где говорится: «Всякое нововведение есть заблуждение, а всякое заблуждение окажется в огне» (Муслим).
Действительно ли дело обстоит таким образом? На самом деле исламские ученые-богословы утверждают, что не все новшества, которые появились в религии уже после смерти Пророка (мир ему), являются запретными. Если какое-то новое действие в религии способствовало ее сохранению и укреплению, то это новшество считалось хорошим и правильным. Такой вывод был основан на следующем хадисе:
«Кто введет в религию какое-то благое деяние (суннат хасана), и примеру его последуют другие люди, он получит вознаграждение за себя, а также за всех тех, кто будет следовать этому благому пути.
Кто введет в религию дурное деяние (суннат шарра), которому последуют другие, тот понесет наказание за себя и за всех тех людей, кто последует этому дурному пути» (Муслим, Тирмизи).
Из исламской истории нам известны некоторые примеры этих хороших или благих новшеств. Самое известное из них – это собирание Корана в единую книгу. Когда противники любого нового дела в религии берут в руки текст Корана, им следует знать, что они берут в руки вещь, которая появилась в результате нововведения в религии.
При жизни Пророка (мир ему) многие мусульмане знали Коран наизусть, поэтому не было необходимости в собирании разрозненных записей сур и аятов Корана в единую книгу. Тем более, что грамотных людей среди арабов было не так много, поэтому всякую важную информацию люди предпочитали заучивать на память.
Но после смерти Пророка (мир ему) у молодого мусульманского государства оказалось множество врагов, в частых битвах погибало много людей, в том числе и хафизы, знатоки Корана. Так что халиф Абу Бакр (да будет доволен им Всевышний) и другие ближайшие сподвижники решили собрать и записать Коран в единый текст, несмотря на то, что от Пророка (мир ему) не передавалось подобного распоряжения. Но поскольку это дело способствовало сохранению священной Книги, сподвижники решили, что это будет полезное и правильное новшество.
Когда и как был написан самый первый Коран? >>
Другой пример желательного, хорошего новшества – это коллективное совершение намаза таравих, особой молитвы, читаемой во время Рамадана. Как известно, сам Пророк (мир ему) очень редко совершал этот намаз вместе с общиной, поскольку опасался, что люди сочтут это действие обязательным. Но во время правления халифа Умара (да будет доволен им Всевышний) было решено ввести коллективное чтение таравих-намаза, поскольку люди стали проявлять небрежность к его совершению. Когда халиф увидел, что люди каждую ночь собираются, чтобы вместе совершить таравих-намаз, он воскликнул: «Какое прекрасное новшество!».
Многие вещи, которые сейчас являются привычными для мусульман, также появились гораздо позже жизни Пророка (мир ему) – к примеру, собирание хадисов, рассказов о его высказываниях и поступках, устройство религиозных школ и институтов, написание книг по различным отраслям религиозных наук (по фикху, хадису, тафсиру, грамматике и прочим).
Подобным образом дело обстоит и с мавлидом. Поскольку мавлиды представляют собой мероприятия, где собравшимся рассказывают о жизни Пророка (мир ему), то их, разумеется, не было нужды проводить при его жизни или сразу же после его смерти. Первые поколения мусульман прекрасно помнили каждую подробность из его слов и деяний, для них он был, поистине, живым и близким человеком.
По прошествии сотен лет память о Посланнике Всевышнего (мир ему) стала уходить из мусульманского общества, для многих людей он превратился в далекую для них историческую личность. Для того, чтобы возродить любовь к нему и память о нем среди простых верующих, ученые и правители своего времени и начали проводить эти мероприятия в месяце рабиуль-авваль.
Известно, что первый мавлид был проведен по указанию Музаффауддина ибн Зейнуддина, правителя сирийской провинции Ирбиль. Для проведения мавлида он специально собрал знатоков хадиса и сиры Пророка (мир ему). Богословы того времени – в том числе, такие великие ученые как имам Ибн Хаджар Аскаляни или имам Суюти – одобрили проведение мавлидов, отнеся их к категории бид’а хасана - благих новшеств.
Здесь следует добавить, что в некоторых случаях мавлид может действительно стать запретным действием. К примеру, если во время его проведения гостям предложат спиртное в виде угощения. Также если какой-то человек заявит, что мавлид – это обязательное для всех мусульман мероприятие (либо оно является сунной) и на основании этого станет порицать и называть грешниками всех, кто по каким-то причинам уклоняется от участия в нем.
В остальных случаях, если мавлид проводят без каких-либо запретных действий, желая выразить таким образом любовь к Пророку (мир ему), с целью помочь распространению знаний по религии среди мусульман, тогда это действие будет совершенно дозволенным.
В каком случае Мавлид будет дозволенным, а в каком – запретным? >>
Анна Кобулова