Имам науки сунна: созерцание и трепет перед Всевышним
Имам Ахмад достиг самой вершины в науке сунна, его знания прошли испытание при решении вопросов, и он перенес эти испытания ради довольства Аллаха.
Мусульмане остались довольны его словами и засвидетельствовали, что он является имамом науки сунна, и если бы не он, то люди стали неверующими.
Отсутствует какая-либо необходимость в словах других ученых, когда существует в науке сунны человек с таким высоким положением! В частности, в словах других, которые следует мазхабу другого, кроме него!
По той причине, что он будет строго следовать букве своего мазхаба и откажется от разрешения вопросов, которые возникнут в будущем.
В этой ситуации мусульмане не нуждаются в таких людях. Наоборот, это отвлечет его от получения полезных знаний, откроет путь к вражде и ненависти, породит излишние споры в религии и разногласия, которые запрещены этим вышеупомянутым имамом и другими учеными из числа саляфов.
Также этот имам достиг вершины развития в науке ихсан [наука об искренности перед Всевышним Аллахом и о поклонении] – это наука о созерцании и трепете [перед Всевышним].
Однако он в этой науке преимущественно занимался тем [делами], что он передавал положения (состояния) людей без преувеличения. Поэтому он не обращал внимания на сообщения последующих поколений [халяф], а передавал только то, что было передано праведными предшественниками – саляф.
Да будет доволен им Аллах, во всех науках он опирался на сунну. Он считал неприемлемым передавать мнения праведных предшественников, которые они не выражали, особенно в области таких знаний, как вера и искренность.
Касательно вопросов в сфере ислама, которые вновь возникали и о которых еще не были высказаны мнения, он давал ответы при необходимости. Он запрещал своим последователям говорить на темы, о которых не высказывался ни один имам; сам он, в большей степени, давал ответы на вопросы, на которые отсутствовал ответ, когда возникала необходимость их безотлагательного разрешения, чтобы этот ответ стал достоянием общественности, и тогда, когда вероятность этих событий была высокой.
Он вместо того, чтобы говорить о разрабатываемых факихами вопросах, которые еще не произошли или вероятность появления которых была крайне низкой, многократно запрещал заниматься этими вопросами, так как польза от этих вопросов была низкой, и они отвлекали от более важных вопросов, которые были требованием времени.
Продолжение следует...
Из книги «Опровержение тем, кто не следует мазхабам»
Фото: shutterstock.com.