Худший враг мусульманина вовсе не шайтан...
Фото: rawf8/elements.envato.com
Человек в этом мире живет в состоянии постоянной борьбы против видимых и невидимых врагов, и последние могут быть более разрушительными, чем видимые. Мы сами являемся самыми страшными врагами самим себе, потому что способны идти на поводу у своих желаний, даже против предписаний Всевышнего и Его посланника (мир ему).
Когда раб Аллаха потворствует своим желаниям и подчиняется им, он движется к разрушению. Если же держит их в контроле, и позволяет своей вере и набожности взять управление над собой, он выигрывает самую тяжелую битву – битву над собой, это и есть противостояние и главная борьба верующего. В этом отношении посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Не сообщить ли вам о верующем? Это тот, кому люди доверяют свое имущество и души. Мусульманин – это тот, кто не причиняет людям вреда ни языком, ни руками. Муджахид – это тот, кто борется со своей душой ради поклонения Аллаху. А мухаджир – это тот, кто оставляет ошибки и грех» (Ахмад).
В Коране Аллах Всевышний сказал: «Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай» (79:40-41).
Поэтому обязанностью на мусульманина ложится самоконтроль и противостояние своему нафсу.
Упорство и настойчивость – самое сильное оружие мусульманина. Человек, который решительно настроен преодолевать свои слабости, желания и нафс, дисциплинирует самого себя, посредством чего обретает самообладание.
Быть самокритичным. Самокритика, самоанализ – это одно из средств, которое помогает человеку в самодисциплине и контролировании себя. Когда он осознает истинную природу самого себя, он не станет отклоняться или отказываться от этого, он будет критиковать себя. В Коране сказано: «Я не оправдываю себя, ведь душа человека повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней милосердия. Воистину, мой Господь — Прощающий, Милосердный» (12:53).
Взывание к Аллаху Всевышнему, стремление к Его помощи посредством молитвы, закята и поста. Рабиа ибн Кааб аль-Аслами рассказывал: «Я приносил Посланнику Аллаха воду для вуду и прислуживал ему. Он сказал: «Проси, чего хочешь». Я сказал: «Я хочу быть твоим спутником в Раю». Он спросил: «Может быть, ты хочешь чего-то еще?» «Нет, только это». Он сказал: «Помоги мне исполнить твое желание усердным поклонением» (Муслим).
Поклонение воспитывает в человеке самообладание, терпение и сдержанность, которые, в свою очередь, приносят благо и баракат. Когда Аллах помогает своему рабу преуспеть в этом достижении, он обретает такое благословение, что не теряет убытков после.
Пророк (мир ему) говорил: «Поистине, шайтан сидит у путей сына Адама. Он сидит на его пути к исламу и говорит: «Неужели ты примешь ислам и оставишь религию своего отца и деда?!» Однако он не слушает его и принимает ислам. Тогда он садится на его пути к переселению/хиджра/ и говорит: «Неужели ты покинешь родную землю и небо?! Ведь, поистине, переселенец (в чужой местности) подобен лошади, привязанной кордой!» Но он не слушает его и совершает хиджру.
Затем он садится на его пути к противостоянию и говорит: «Ты собираешься совершать противостояние, который является трудностью для души и имущества?! Если ты будешь сражаться, тебя (могут) убить, жена твоя выйдет замуж (за другого), а твое имущество будет разделено (между наследниками)!» Но он не слушается его и совершает это. И всякого, кто сделает это, Аллах обещал ввести в Рай. И того, кто будет убит, Аллах обещал ввести в Рай. Если он утонет, Аллах обещал ввести его в Рай. И если он упадет с верхового животного и сломает шею, Аллах обещал ввести его в Рай».
Aллах Всевышний сказал в Коране:
А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера (98:5).
Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти который, будучи хорошим, делает хорошим и все тело, а будучи негодным, приводит в негодность и все тело, и, поистине, кусочком является сердце» (Бухари).
Духовность невозможна без самоконтроля, самообладания и противостояние своему нафсу. Мы не можем становится ближе к Аллаху, слепо следуя своим желаниям и удовлетворяя и возвеличивая свою душу. Это и есть главное испытание в жизни верующего.
Islam-Today