Халиф и женщина: «Почему ты любила Али ибн Абу Талиба, но ненавидела меня?»
Фото: Ислам-тудей
«Его речи очищали заблудшие сердца так же, как масло счищает ржавчину»
Однажды, когда халиф Муавия ибн Абу Суфьян отправился в хадж, он стал расспрашивать об одной женщине из племени кинана. Слово «кинана» на арабском означает «колчан», это название большого центральноаравийского племени, которое жило на юго-востоке от Мекки.
Эта женщина имела прозвище «даримитка» (от названия племени) и жила в селении Аль-Худжания, которое располагалось в окрестностях горы под названием аль-Худжун. Данная почитаемая гора находилась в трех километрах севернее Мекки и издавна служила местом захоронения для жителей города. Сама женщина была чернокожей.
Когда Муавие рассказали, что она пребывает в полном здравии и благополучии, он приказал доставить ее к нему. Когда женщину привели к халифу, он спросил: «Как ты поживаешь, о, дочь племени хам (считалось, что от сына пророка Нуха (а.с.) Хама происходят все чернокожие люди)?»
Она ответила: «Я – не дочь племени хам, я – женщина из племени кинана».
Халиф спросил: «Ведомо ли тебе, почему я послал за тобой и зачем вызвал тебя?» Женщина ответила: «Неведомое знает лишь Аллах Всевышний».
Муавия сказал: «Я хотел лишь спросить тебя, почему ты любила Али ибн Абу Талиба, но ненавидела меня, помогала ему и боролась против меня?»
Она сказала: «Может быть, ты избавишь меня от необходимости отвечать?» Но он возразил: «Ты обязательно должна ответить».
Любовь в исламе, какая она?
Фото: aksenova_sveta/ elements.envato.com
Тогда она сказала: «Я любила Али, да будет доволен им Аллах, за его справедливость по отношению к подданным и за то, что он все делил поровну. А тебя я ненавидела за то, что ты воевал против того, кто был более достоин халифата, за то, что ты домогался того, на что не имел право. Я оказывала содействие Али, потому что посланник Аллаха, ﷺ, вручал ему знамена, за то, что он любил бедняков и почитал верующих. Я боролась против тебя, потому что ты проливал кровь, несправедливо судил и выносил решения по прихоти».
Муавия спросил: «А видела ли ты Али?» Женщина ответила: «Да». «Каким ты его видела?» – спросил тогда Муавия. Она ответила: «Я видела, что его не прельщала власть, которая прельстила тебя, и не заботило собственное благополучие, которое заботит тебя».
Муавия снова спросил: «А приходилось ли тебе слышать его речь?». Она сказала: «Да, его речи очищали заблудшие сердца так же, как масло счищает ржавчину».
Халиф спросил: «Не нуждаешься ли ты в чем-нибудь?» Та ответила: «Да, дай мне 100 рыжих верблюдиц вместе с их самцами и пастухами».
Муавия спросил: «Что ты собираешься делать с ними?». Женщина ответила: «Я буду поить их молоком малых детей, спасать стариков, совершать благородные дела и мирить племена».
Халиф сказал: «А если я дам тебе этих верблюдиц, то стану для тебя таким же, как Али?» Она сказала: «Клянусь Аллахом, нет!»
Муавия сказал: «Если бы был жив Али, он не дал бы тебе даже одной верблюдицы».
Женщина откликнулась: «Клянусь Аллахом, не дал бы и шерстинки, потому что она принадлежит всей мусульманской общине».
Тогда Муавия сказал: «Забирай своих верблюдиц и уходи!»
Этот диалог Шигабутдин Марджани приводит в своей книге «Вафиййат аль-асляф ва тахиййат аль-ахляф» («Верность предшественникам и приветствие потомкам»).