Грех, который уничтожает все добрые дела человека
Всем нам известна польза хороших, благих дел – они могут увеличить наш удел в этом мире, благодаря им мы рассчитываем на хорошую участь в будущей жизни. Человек, который всегда готов прийти на помощь, оказать какую-то услугу, приносит пользу людям своими знаниями или иными умениями, щедрый и добрый, пользуется всеобщим уважением – его хвалят окружающие, его любят, стараются водить с ним дружбу, гордятся знакомством с ним.
Однако, во всех этих действиях, которые мы стараемся совершать вроде бы бескорыстно, не ожидая за них какой-то явной награды от людей – материального вознаграждения, ответных услуг – скрыта очень большая опасность, тайный порок.
И тем страшней эта опасность, что очень часто люди забывают о ней, не замечают ее. Но в свое время само наличие в наших деяниях этого порока и недостатка может свести на нет все наши благие дела. Этот порок или опасность называется рия или совершение благих дел напоказ. Что же это такое?
В одном хадисе рассказывается о том, что в Судный день перед Всевышним предстают три человека, которые прожили весьма достойную – с внешней точки зрения – жизнь, и теперь рассчитывают на награду.
Когда Всевышний спрашивает первого человека, он с гордостью отвечает, что принимал участие в благородной, справедливой войне, где погиб со славой на поле сражения. Но – к его глубокому удивлению - Аллах говорит ему, что он лжет! На самом деле он хотел совершить множество подвигов и прослыть среди людей храбрецом. Этой цели он достиг – люди хвалили его, но Господь не принял его поступка.
Второй человек сказал, что он много учился, изучал Коран и другие религиозные науки, обучал других. Но и ему будет сказано: «Ты лжешь! Ты хотел, чтобы тебя прославляли за твою ученость, за красивое чтение Корана. Ты это получил при жизни – но здесь тебе ничего не полагается».
Третий сказал, что Творец даровал ему огромное богатство, и он старался потратить его только на богоугодные цели – раздавал милостыню, помогал бедным, строил школы и мечети. Но и ему было сказано, что он лжет, поскольку настоящим его намерением было похвастаться своей щедростью.
После этого Аллах велит ангелам бросить этих людей в Ад – поскольку никаких добрых дел у них с собой не оказалось. Все их деяния – на которые они так рассчитывали – ничего не стоят перед Богом, поскольку были совершены не ради Него, не ради Его довольства, а только под влиянием рия, напоказ – то есть, неискренне. (хадис привел Муслим)
Как мы видим, внешнего совершения благого дела еще недостаточно, чтобы это действие было принято Всевышним. Необходимо правильное намерение – без которого все наши дела несовершенны, ибо сказано «все дела оцениваются по намерению». Намерение определяет – имеет ли наше действие ценность или оно было совершено впустую, было лишь красивой формой без содержания.
В противном случае, если мы совершаем благие дела ради хвастовства, чтобы создать о себе хорошее мнение в глазах окружающих, заслужить их почет и уважение, к нашим благим делам подмешивается рия, а значит, они ничего не будут стоить в глазах Творца.
Исламские ученые говорят, что рия сжигает благие дела человека, как огонь пожирает дрова. Как мы выше сказали, опасность этого порока в том, что он подстерегает человека незаметно, исподволь. Если человек не привык к постоянному самоконтролю, не вглядывается внутрь себя – проверяя каждый раз свое намерение, рия может незаметно завладеть его душой. Имам Газали говорил, что увидеть рия сложнее, чем услышать шаги черного муравья на черном камне темной ночью.
Этот порок или грех (рия) иногда называют скрытый ширк (многобожие). Если большой ширк означает обожествление кого-то еще, помимо Аллаха, то скрытое многобожие подразумевает совершение благих дел не ради довольства Всевышнего, а ради кого-то или чего-то еще. Ради чужого одобрения, похвал других людей, ради признания окружающих. Даже ради собственного удовлетворения – когда человеку самому приятно думать о себе хорошо («если я это сделал, значит, я добрый, щедрый, умный»).
Разумеется, это название (малый ширк) не говорит о том, что человек, которому присуще рия, становится отступником от веры, такое название говорит об опасности этого порока.
Теперь остается последний пункт – как же нам всем уберечься от этого порока?
1. Во-первых, конечно, постоянно проверять себя, свои намерения, когда вы хотите совершить какое-то доброе дело.
Мы уже привели хадис, где говорится, что «все дела определяются по намерению». Для проверки своих намерений спросите себя – стали бы вы совершать такое-то хорошее дело (помогать коллеге в работе, подавать милостыню нищему, усердно совершать намаз), если бы вас сейчас никто не видел, вы были бы совершенно одни?
Более того, если человек, для которого вы это делаете, не поблагодарит вас, а вообще не заметит вашей помощи – а то еще и будет недоволен, станет капризничать, говорить, что вы сделали мало, неправильно, недостаточно?
Если вам важно довольство Всевышнего, вы не обратите внимания на эти мелочи – ведь Он вас видит, и знает, что вы хотели хорошего. А если ваша цель была -–лишь довольство людей, то, конечно, вам будет очень неприятно невнимание и неблагодарность тех людей, кому вы хотели помочь.
Имам Али (да будет доволен им Аллах) говорил о рия: «Признаки рия таковы: когда человек один, ему лень совершать добрые дела, но на людях он становится более усердным. При похвале увеличивается его добродетель, при критике уменьшается».
Другой праведный человек, Абу Амама Багили сказал, увидев плачущего в мечети человека: «Как было бы хорошо, если бы ты так плакал у себя дома!».
2. Чтобы застраховать себя от рия, старайтесь по возможности делать что-то полезное и доброе для других людей втайне, не прилюдно.
К примеру, если перечисляете деньги на благотворительность, делайте это анонимно, подавая милостыню на улице, старайтесь сделать это, когда вокруг не будет людей, совершать намаз в мечети и дома с одинаковым усердием и старанием.
В хадисе сказано, что в числе семи человек, которых Всевышний укроет в тени в Судный день, будет человек, который подавал милостыню втайне – так, что правая его рука не знала, что делает левая.
Те же поучения содержатся в проповедях Иисуса, мир ему, который также предостерегал своих учеников от совершения деяний напоказ:
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от вашего Господа. Итак, когда творишь милостыню, не объявляй об этом, как делают лицемеры, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне…» (Евангелие от Матфея, 6: 1–4).
Еще в одном хадисе сказано:
«Благодеяния защищают от дурной смерти, тайная милостыня гасит гнев Господа, а поддержание родственных связей продлевает жизнь».
3. Не хвастайтесь своими добрыми делами – даже намеком, вскользь.
К примеру, когда человек, желая как бы невзначай упомянуть, что он встает на ночную дополнительную молитву, говорит – «Да, кстати, погода что-то испортилась. Когда я сегодня ночью проснулся на тахаджуд, шел сильный дождь».
Вроде бы он просто упомянул плохую погоду, но на самом деле хотел похвалиться своим усердием в поклонении. В другом случае, человек говорит при гостях – тоже, как будто между прочим: «Вот этот коврик (благовоние, четки) я купил, когда был во второй раз в хадже». Тем самым, он хочет упомянуть, что совершил хадж не один раз.
4. Тоже важный момент. Не думайте, что вы делаете что-то особенное, если помогли другому.
На самом деле бедный, нуждающийся, находящийся в беде человек нужен нам так же, как мы нужны ему – если не больше. Ведь если бы не было людей, которым нужна помощь, каким образом мы могли бы совершать добрые дела – а значит, зарабатывать награду за них от Бога? Поэтому если вам Господь дал возможность сделать что-то полезное – благодарите Его, ведь Он мог отдать эту награду кому-то другому.
5. Не ждите похвалы и благодарности от людей.
Если вы расстраиваетесь, что человек, которому вы когда-то помогли, не заметил вашего доброго дела или забыл о нем, не рассказывает другим о том, какой вы хороший и сколько для него сделали, значит, вы сделали этот хороший поступок не ради Аллаха, а ради собственного удовольствия – а значит, к нему примешано рия.
Даже небольшой поступок – но совершенный от чистого сердца, ради Бога и из желания помочь другому человеку – будет весомее перед Всевышним, чем гора благих дел, совершенных напоказ.
Анна Кобулова
Также по этой теме читайте:
Как распознать в себе признаки рия?
Можно ли рассказывать о своих добрых делах? Когда это будет показухой, а когда нет?
Они обманывают Аллаха, но, на самом деле, Аллах обманывает их