• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Говорить нельзя молчать – как правильно?

Время чтения: 5 мин
3076

У всех народов есть поговорка со схожим смыслом: «Ты хозяин своего слова, пока не произнес его, а как только ты его сказал – ты становишься его заложником». Русская народная поговорка также гласит: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь!» Потому следует очень серьезно относиться к тому, что мы говорим. Тем не менее, бывают и такие случаи, когда не стоит молчать.

В хадисе посланника Аллаха ﷺ сказано: «Говори благое, либо молчи». Итак, если руководствоваться даже только этим наставлением, следует понимать, что такое благое и что же можно и нужно говорить?..

Самые полезные и достойные воздаяния слова – это, конечно же, поминание (зикр) имени Всевышнего Аллаха. А затем все те речи, которые ведут к довольству Господа миров.

Зикры в жизни мусульман: в чем их ценность?
Зикры – это восхваление Аллаха Тааля в молитве. Поистине, этот акт поклонения великий дар Всевышнего всем мусульманам.
04.06.2022
6788

Что же это означает? Давайте попробуем разъяснить. Поминание Всевышнего. Произношение Его имени – Аллах. Произносить слова свидетельства – «Ляя иляха илляллах». Восхваление и возвеличивание Господа миров словами «Альхамдулиллях», «Субханаллах», «Аллаху акбар». Обращение к Всевышнему – «Йа архамуррахимин!» А также слова: «Астагъфируллах».

Что бы из этого мы не произносили, это все является поминанием Всевышнего Аллаха. За это положена награда. Говорить их должно войти в привычку. Человеку следует приучить свой язык к зикру, то есть как можно чаще восхвалять Всевышнего Аллаха, повторяя известные ему поминания. Как только из наших уст вылетело что-то нехорошее, необходимо приучиться тут же произносить «Астагъфируллах!», испрашивая прощения Всевышнего.

Мы просто должны, обязаны научиться совершать покаяние, извиняться, просить прощения. Ведь это и есть то, что является отличительным качеством мусульман. Прекрасные черты. Именно поэтому наш Пророк ﷺ так настоятельно рекомендовал своим сподвижникам и всем остальным людям говорить благое, либо молчать, советовал говорить только то, что требуется, и ничего лишнего.

Точно так же, как существуют ситуации, в которых просто необходимо говорить, нельзя молчать, точно так же существуют ситуации, в которых категорически нельзя говорить, необходимо молчать.

Следовательно, человеку свойственно чувствовать, что ему стоит говорить, а что нет, что будет на пользу, а от чего жди беды. Каждый это понимает. В основном, большая часть того, что мы делаем, мы делаем осознанно.

Но как же так получается, что Всевышний Аллах даровал нам язык и способность говорить, а мы применяем его совсем не должным образом, проявляя неверие, говорим непристойные вещи в адрес других творений Создателя.

Хочется подчеркнуть, что воспитание и удерживание своего языка лежит в основе многих вещей. Ведь слово – это внешняя форма того, что находится в сердце, в душе, в мыслях, внутри нас. В нашей речи проявляется «задний план», фон того, что есть в глубинах нашего сознания, в тайных уголках сердца, истинных намерениях и помыслах. Другими словами, судя по тому, что человек говорит, например, можно судить о нем самом.

Отрицание существования Аллаха Всевышнего: как не совершить куфр?
Куфр — это неверие в то, во что человек должен верить. Вера подразумевает убежденность сердца и подтверждение языком истинности всего, что передал нам посланник Аллаха ﷺ от Аллаха Всевышнего.
02.06.2022
3277

Что представляет собой этот человек? Мы можем сказать про одного, что он хороший, благовоспитанный, приносящий пользу человек. А про другого, судя по его речи и поступкам, мы скажем обратное. То есть внешность может говорить одно, а слова и дела другое. Исходя из этого, мы можем порой негативно оценить человека, говоря, что он безнравственен, болтун, пустослов, хулитель и так далее. Что он не может контролировать себя, держать себя в руках. Так мы судим человека по его словам, по тому, как он говорит. Соответственно, наши слова и поступки крайне важны, они говорят за нас.

Есть люди, в чьих речах мы нуждаемся. Например, ученые. А есть такие, кому не стоит открывать рта, им непременно стоило бы держать язык за зубами. Это касается невежд и глубоко безнравственных людей.

Благие, хорошие слова и речи приносят пользу всем людям, а молчание приносит пользу только тому, кто молчит.

Представим, что ученые и те, кому стоит говорить, вдруг замолкли, замолчали. В таком случае, они будут в ответе за свое молчание. Если кто-либо промолчал там, где стоило рассказать, они несут за это ответственность. Это касается и тех, кто раскрыл рот в неположенном месте, рассказал то, что не следовало. Они так же в ответе за свой поступок.

Из этого следует, что те, кто должен говорить, пусть говорит, кто должен наставлять, пусть наставляет, кто должен проповедовать, пусть проповедует. Другими словами, кто говорит благое, должны обязательно выполнять свой долг. Таким образом, будут перекрыты пути и выходы сквернословию, вредному, плохому.

Знающим следует наставлять людей, учить их благому, указывать на их ошибки. Это то, чего требует от нас наша религия. Если обладающий знаниями будет молчать, то есть промолчит там, где ему стоило говорить, то, исходя из хадиса посланника Аллаха ﷺ, ему предстоит ответить в Судный день.

Почему ты молчал тогда, когда стоило говорить? Почему не предотвратил зло там, где мог это сделать? Почему там, где мог дать наставление, не дал? Почему знал, но молчал? За все это предстоит ответить. То же самое и про того, кто должен был промолчать. Ему будет сказано: ты не собирался произнести благую речь, так почему же ты заговорил? Почему сквернословил? Почему растратил свою жизнь на пустую болтовню? Почему всю жизнь провел в неверии? Несомненно, и за это предстоит ответить. Что же получается? На нас лежит ответственность за все, что мы говорим. За это нам запишут вознаграждение, либо грех.

Гульназ Ситдикова

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle