Говорят, что пост не принимается, если человек не читает намаз. Так ли это?
Вопрос.
Ассаляму алейкум. Некоторые братья говорят, что пост не принимается, если человек не читает намаз. Так ли это?
Ответ.
С именем Аллаха Милостивого, Милующего. Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух. Прежде всего хотелось бы упомянуть о ценности намаза. Намаз – преимущество мусульманина, поклонение, которое дает возможность вспоминать Всевышнего Аллаха (читай: не забывать) минимум пять раз в день. Также намаз является показателем веры – ведь, если человек читал намаз, то ни у кого не возникнет вопроса: проводить ли по такому человеку джаназа, когда он умрет. Вся жизнь человека, читающего намаз наполнена смыслом.
Но если говорить о том, оказывает ли выполнение намаза влияние на действительность уразы или нет, то ответ – однозначно не влияет.
В сборнике хадисов «Сахих» Аль-Бухари приводится следующий хадис:
عَنِ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " بُنِيَ الْإِسْلَامُ عَلَى خَمْسٍ : شَهَادَةِ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ، وَإِقَامِ الصَّلَاةِ، وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ، وَالْحَجِّ، وَصَوْمِ رَمَضَانَ (البخاري/٨)
От Ибн Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом), который сказал: Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ислам зиждется на пяти основаниях: свидетельстве, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха и, что Мухаммад – посланник Аллаха; выполнении молитвы; выплате закята; хадже и посте в месяц Рамадан».
Из хадиса вытекает обязательность каждого поклонения по-отдельности. И несмотря на то, что не выполнение намаза – один из величайших грехов, данное обстоятельство не аннулирует обязательность поста.
Также, в книге «Нур Аль-Идах» в главе об условиях обязательности поста говорится:
Выполнение и восполнение поста является обязательным действием для каждого, кто сочетает в себе следующие четыре качества:
1. Ислам
2. Здравый рассудок
3. Половозрелость
4. Знать об обязательности поста тому, кто принял ислам в местности, отдаленной от мусульманских селений или же находится среди мусульман.
Следовательно, исламское право не определяет намаз, как условие действительности поста.
Конечно, существует группа людей, которая утверждает, что выполнение намаза является частью веры. Но это заявление противоречит позиции большинства ученых ахлю сунна. Великий имам, ученый ахлю сунна Абу Джа’фар Ат-Тахави (да помилует его Аллах) дает следующее определение: «Иман (вера) это - признание языком и подтверждение сердцем».
Поэтому мы, последователи ученых ахлю-сунна, заявляем, что намаз укрепляет наш иман, но не является его частью. А человек, не выполняющий намаз, не выходит из ислама, если признает обязательность данного действия.
А Аллах знает лучше.
Муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин