Готовы ли мы к Судному дню?
Как нам известно, насколько реальны наш приход в этот мир и наша жизнь, настолько же реальны смерть и ахират. Мы пришли в этот мир не навечно. Наше сотворение имеет определенную цель. Аллах Тааля сотворил жизнь и смерть для того, чтобы испытать нас совершением добрых деяний. Он предоставил нам на земле несметные блага. В ответ на эти блага наш Господь пожелал от нас быть благодарными Ему, подчиняться Его повелениям и остерегаться запретов. Однако мы порой живем так, словно ничего об этом не знаем, забываем цель своего существования, поддаемся притягательности этого мира и отворачиваемся от установлений Аллаха. А ведь обязательно наступит киямат, Судный день, когда порядок во Вселенной будет нарушен, все погибнет и исчезнет, а затем мертвые будут воскрешены и собраны на махшаре. Смерть для человека в какой-то мере означает его киямат. Аллах в приведенном аяте обращает наше внимание на то, что люди продолжают жить в беспечности, словно неосведомлены о предстоящем расчете за предоставленные им блага. Он призывает нас быть готовыми к предстоящему дню расчета. Мы должны жить, помня об этом.
Беспечность относится и к уверовавшим, и к неверующим. Верующий человек верит в наступление Судного дня, но беспечно не делает к нему нужную подготовку. В своей повседневной жизни он не берет во внимание понятие предстоящего расчета, не остерегается запретов Аллаха, не кается, не исполняет должным образом поклонения и не совершает добрых деяний. Он выводит за пределы своей жизни, забывает, откладывает на потом те вещи, которые необходимо исполнять. А беспечность неверующих проявляется в том, что они не признают своего создателя, считают, что жизнь ограничивается лишь этим миром, и живут в соответствии с таким воззрением, не думают об ответственности за совершенные ими добро и зло, не прислушиваются к предостережениям, переданным через пророков и содержащимся в божественном откровении.
Земная суета порой заставляет нас забыть основную цель нашего сущестования – поклонение и служение нашему Господу. Мы так крепко привязываемся к земным благам, словно никогда не будет смерти и расчета. Аллах Тааля напоминает нам в Коране о киямате, Судном дне, весах справедливости, и призывает избавиться от беспечности. Если мы будем помнить, что каждое мгновение находимся под наблюдением Аллаха, что за совершенные нами дела нам придется отвечать в ахирате, тогда постараемся придать своей жизни больше порядка, постоянно держать себя под контролем, насколько в наших силах совершать добрые дела. В таком состоянии мы будем стараться не совершать зла и несправедливости самим себе и против других людей. Мы будем совершать поклонение и хорошо осознавать свои религиозные обязанности и ответственность. Мы будем стремиться стать хорошими людьми. Тогда мы начнем смотреть совершенно другими глазами на свою семью, родственников, соседей, на всех окружающих нас людей и даже на все человечество. Если будем жить с беспокойством о смерти и ахирате, мы сорвем с себя покрывало беспечности и забывчивости и обратимся к нашему Господу. Мы станем людьми, обладающими настоящей ответственностью.
Убеждение в том, что жизнь ограничивается лишь этим миром, заставит нас забыть Аллаха, смерть и о предстоящем расчете, отвлечет нас от исполнения нашего истинного долга. По этой причине нужно чаще вспоминать о смерти и о предстоящем расчете, не пренебрегать подготовкой к ахирату. Об этом нам напоминает наш любимый Пророк (с.а.в.), который говорил: «Почаще впоминайте о смерти, уничтожающей удовольствия» (Тирмизи, “Книга предостережения от сомнительного”, 4). Если мы будем жить с таким воззрением, нам будет хорошо и в этом мире, и в ахирате. Ведь смысл жизни состоит в сохранении нашей связи с Создателем.
Жизнь, подаренная нам Аллахом в качестве величайшей милости, имеет высокий смысл и чрезвычайно драгоценна для нас. Но придает жизни смысл лишь обладание такой целью, которая выходит за пределы земного бытия. Для этого нужно уверовать в ахират, готовиться к нему, избавиться от беспечности. Ведь мы живем, благодаря предоставленным нам Аллахом благам. Поэтому мы должны исполнять свой долг служения Ему и жить в благодарности. Мы должны научиться в своем сознании подводить баланс наших хороших и дурных поступков еще до того, как нам придется за них держать отчет. Земная жизнь и ахират – это две реальности, следующие друг за другом. Вместо того, чтобы жертвовать одним ради другого, нужно думать об обеих и прожить сбалансированную жизнь, потому что эти реальности взаимодополняют друг друга. Что мы посеем здесь, то и пожнем в ахирате. Ахират – это вечная жизнь человека, а этот мир представляет собой те ворота, которые открываются в ахират. Наша земная жизнь является посевным полем ахирата и тем испытательным полигоном, где проверяется наша способность к совершению добрых деяний.
В приведенном в начале нашей темы аяте нас призывают не поддаваться соблазну преходящих благ этого мира и направить свои устремления к вечной жизни в ахирате. Наша задача вовсе не состоит в отстранении от земной жизни, наоборот, надо жить осмысленной жизнью, помня о нашей ответственности перед Аллахом и о предстоящем дне расчета. В противном случае, если относиться безразлично и равнодушно к религиозным и нравственным ценностям, быть невосприимчивыми к предостережениям о предстоящем расчете, наша жзнь потеряет всякий смысл и превратится в бесцельное существование. Говоря вкратце, в этом аяте содержится призыв не быть беспечными невеждами, а быть постоянно готовыми к расчету. Ведь наша земная жизнь – это очень короткий отрезок времени по сравнению с вечной жизнью в ахирате.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.