Где грань между упованием на Аллаха и ленью и бездельем?
«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием. Аллах знает их место пребывания и место хранения. Все это записано в ясном Писании» (сура «Худ», аят 6).
Всевышний Господь в этом аяте сообщает о том, что все живые существа, включая человека, получают свое пропитание от Него. Аллах является создателем всего, что ползает, двигается, ходит по земле, плавает в воде и летает в небе. Он же является и подателем пропитания для них. Одно из прекрасных имен Аллаха – “Раззак” – означает податель пропитания. В других аятах Всевышний Аллах также напоминает о том, что Он наделяет уделом и пропитанием:
- «Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким» (Зарият, 51:58).
- «Сколько есть живых существ, которые не уносят своего пропитания! Аллах наделяет пропитанием их и вас. Он – Слышащий, Знающий» (Анкабут, 29:60).
- «О люди! Помните о милости Аллаха по отношению к вам. Есть ли наряду с Аллахом другой творец, который давал бы вам пропитание с неба и земли? Нет божества, кроме Него! До чего же вы отвращены от истины!» (Фатыр, 35:3).
Как мы видим из аятов, смысловой перевод которых был приведен выше, подателем пропитания является Всевышний Господь. Однако получение сотворенного Аллахом пропитания зависит от наших стараний. Ошибочным было бы думать, что, дескать, мое пропитание все равно зависит от Аллаха, и поэтому мне вовсе нет нужды работать. К сожалению, в обществе хоть изредка, но все-таки приходится иногда сталкиваться с таким отношением. Некоторые люди считают, что упование на Аллаха и старание ради пропитания противоречат друг другу.
А между тем здесь нет никакого противоречия, наоборот, между этими двумя понятиями есть тонкое внутреннее соответствие. Оно состоит в том, что человек прилагает все свои усилия, чтобы добыть себе пропитание, а конечный результат оставляет на Аллаха, уповая на Него. То, что наш Господь является подателем нашего пропитания, вовсе не означает, что оно без всяких усилий с нашей стороны само собой упадет к нам под ноги. Совершенно наоборот: «Человек получит только то, к чему он стремился» (Наджм, 53:39).
Как показывает этот аят, наш труд, наши старания для обеспечения себя пропитанием также является заветом нашего Господа. Среди всех живых существ только человек добывает себе пропитание, используя свой разум и волю. Остальные все живые существа ищут свое пропитание с помощью инстинктов, также дарованных им Аллахом. И наш Господь облегчает им пути добывания пищи.
Наша религия считает неправильным сидеть и ждать своего удела, не проявляя никакого усердия. Это не что иное, как лень и безделье. Согласно исламу, правильным является приложить все свои старания, работать в поте лица, исполнять возложенные на тебя обязанности, а затем уповать на Аллаха и молиться о том, чтобы Он дал тебе больше благ и увеличил твой доход.
Одновременно нужно обратить на один важный момент: зарабатывая себе на пропитание или занимаясь торговлей и бизнесом, мы должны следить за тем, чтобы наши доходы были добыты халялным путем. Недаром наш Господь по данному поводу повелевает следующее:
- «Питайтесь дозволенным и благим из того, что Аллах дал вам в удел, и будьте благодарны за милости Аллаха, если вы поклоняетесь Ему» (Нахль, 16:114).
- «О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (Бакара, 2:172).
Islam-Today
Полезная статья? Сделайте репост на Facebook!