Эти люди никогда не познают загробную жизнь
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 157. Разъяснение того, что всякий, кто привязался к мирскому, отрезал себя от загробной жизни
Кто стал спутником мирского,
Тот никогда не познал загробной жизни.
Богатство и имущество стали для него препятствием на пути,
Считай его натуру скверной, будь подозрителен с ним.
Предался сердцем он мирскому и порвал с загробной жизнью,
Отдал загробную жизнь и приобрел мирское.
Стал он подобным псу у мертвой туши.
Горе тому, чья участь таковой стала!
Что есть мирская жизнь? Что есть мирское?
Скажи! Сказал он: «Это мертвечина, иди и не стремись сразу к двум (к мирской и загробной жизни – прим. ред.)».
Слышал ли ты, что проклятый Карун
Вместе с серебром и золотом своим ушел под землю?
Серебро и золото принесли бы такую пользу,
Если бы только глотку он свою оторвал от застолья?
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017