4 отрицательных качества, которые есть в каждом из нас
Аллах Всевышний сказал:
«О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне!» (сура «Запрещение», аят 8).
Посланник (мир ему) говорил: «Покаявшийся в совершенном грехе, словно его не совершал». А еще он сказал: «Аллах примет покаяние раба до того момента, пока его душа не приступит к горлу. Я тоже каюсь сто раз в день».
Необходимо знать, что человек в какой-то мере состоит из четырех отрицательных качеств:
1. Низкие животные свойства, из которых зарождаются зло и похоть.
2. Вредные привычки, из-за которых возникают злость, зависть и враждебность.
3. Шайтанийят - свойства шайтана. Из них рождаются хитрость и коварство.
4. Рубубият - претензии к божественности, из которых возникают гордыня и самодовольство.
Кому несвойственно каяться, у того нафс с изъяном. Они совершают несправедливость по отношению к себе. Недаром Всевышний говорит: «А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» (сура «Комнаты», аят 11).
Имам Газали говорит: «Покаяние подкрепляется тремя вещами: знаниями, состояниями и поступками».
Абдуллах аль-Ансари сказал: «Покаяние имеет три степени:
1. Покаяние простых людей. Оно заключается в усердном поклонении.
2. Покаяние образованных людей. Оно заключается в отречении от грехов.
3. Покаяние людей, занимающих высшее положение. Оно заключается в стремлении не терять времени впустую».
Наджмеддин Кубра говорит: «Бывают три вида покаяния:
1. Покаяние народа - это оставление грехов.
2. Покаяние образованных людей - это искреннее желание в душе не совершать грехи.
3. Покаяние людей, занимающих высшее положение, - это фена филлах, то есть растворение в божественной сущности и отречение от всего, кроме Аллаха».
По этой причине некоторые говорили, что покаяние (тауба) идет после просьбы о прощении (магфират).
Недаром Всевышний повелевает: «О мой народ! Просите прощения у вашего Господа, а затем покайтесь перед Ним» (сура «Худ», аят 52).
Поэтому полный отрыв отношений с людьми и полная обращенность к Аллаху возможны только после магфирата.
Арифы (познавшие) говорили, что есть пять видов покаяния:
1. Тауба простых людей. Она заключается в отказе от явных грехов.
2. Покаяние праведных людей. Их тауба заключается в отречении от явных и скрытых грехов.
3. Покаяние богобоязненных верующих (муттаки) - это отказ от сомнительного.
4. Покаяние друзей Аллаха (мухиб) - это избегание людей, чтобы не проявить беспечности в поминании Аллаха.
5. Покаяние познавших (ариф). Оно зависит от того, на какой ступени (макам) ариф находится, ибо этим макамам нет конца. А раз так, то и покаяние арифов тоже бесконечно».
Йа Рабби! Прими наши молитвы. Поистине, Ты - Всеслышащий и Всезнающий. Прими и наши покаяния, ибо Ты велик и принимаешь покаяния Своих верующих рабов, не жалеешь для них Своей милости.
Из книги "Анваруль-ашикын"