Единость вместо фанатизма...
Фото: PeopleImages.com - Y/ shutterstock.com
Единость вместо фанатизма...
Мы должны осознать тот факт, что не мазхабы разделяют и дезориентируют людей, а мазхабизм.
В Коране говорится:
«Верующие только братья друг другу» (Худжурат, 49/10).
Мазхаб должен быть средством достижения истины, служения верующему в религиозном понимании и жизни. Презирать путь к истине других верующих, выкидывать их за круг религии и веры, отождествлять со святотатством сердца, обращенные к Кибле или касающиеся в саджде лбы, не вписываются в братство.
Свобода мысли, предлагаемая исламом, различные понимания и мазхабы подразумевают существование многих альтернатив религиозному пониманию и жизни.
Интеллектуальные конструкции мазхабов являются строительными блоками исламской мысли. Здесь рискованным и разделяющим является восприятие мазхаба как религии. В дополнение к этому присоединяются искаженные религиозные концепции, суеверия и новшества, и фанатизм укрепляется. Одним из самых тяжелых и серьезных последствий мазхабного фанатизма является тафрика.
Тафрика – это разделение и разногласие; это разрыв связи таухида между мусульманами, разделение сердец, соединенных сунной, их одиночество и заброшенность. Когда тьма тафрики покрывает общество, глаза людей слепнут. Уходит милосердие и достаток. Распространяются беспорядки и ненависть.
Фото: Andrii Lutsyk/ shutterstock.com
Однако противоположностью тафрике является единство. Единство – это связь бесчисленных верующих, несущих сознание уммы, не теряя своей свободы и подчинение единству, не теряя своей воли.
Исходя из единства, нет сомнений в веру в Аллаха и Его уникальность. Стены здания единства построены под руководством Посланника Аллаха. Каждый верующий – это кирпич.
Наш дорогой Пророк Мухаммад ﷺ соединил руки, и объяснил эту кладку так: «Отношения мусульманина с другими мусульманами похожи на кирпичи здания, которые взаимосвязаны» (Бухари, Мазалим 5).
Даже если в мазхабизме есть утверждение о единстве, оно становится не единством всех мусульман, а превращается в единство определенного мазхаба.
Один из результатов фанатизма мазхаба является такфир. Такфиризм является одним из самых вредных рассуждений о единстве уммы. Принципы веры в ислам формируют константы религии, и это бесспорные вопросы, поддерживаемые ясными фактами.
Отказ от этих аспектов, составляющих цель религии, подвергает нашу веру риску. Области, отличные от этой, являются деталями относительно этой области. Следовательно, сфера веры является главной, а другие области индивидуальны.
Резкие различия, такие как вера или куфр, могут рассматриваться в соответствующей области только на основе веры. Если человек не знает Аллаха, отвергает пророков, подвергает сомнению существование божественных книг, не верит в будущую жизнь или насмехается над ценностями религии, тогда говорят о куфре.
В сферу веры и куфра не входит различие мнений, не относящиеся к сущности. Поэтому, принимая дебаты по этим вопросам и поднимая их на свои реальные позиции, а затем объявлять людей неверующими, которые мыслят по-другому, является неправильным и несправедливым подходом.
Это заставляет задуматься, что мусульмане, которые придерживаются принципов веры и имеют много общих ценностей, не принимают друг друга и имеют разногласия в деталях. Однако тот факт, что различные мусульманские общины исходят из смежных вопросов, сплоченность и терпимость по этому вопросу также будут способствовать решению спорных вопросов.
Древнее невежество, или почему ислам выступает против проявлений расизма и фанатизма
Фото: Oussama JOUMNI/ shutterstock.com
Всегда могут существовать подходы, которые рассматривают общие принципы ислама с узкой и поверхностной точки зрения, который считают эту точку зрения единственно верной и, следовательно, только единственным путем для спасения. Но такие подходы, которые не рассматривают другие мнения и отвергают их от исследований с применением оружия такфиризма, не являются религиозными. Потому что религия четко определила пределы веры и куфра.
Отрицать основы и обязательности религии считается открытым куфром. Естественно, что существуют различия в вопросах, которые не касаются константа религии и которые открыты для толкования и прецедентного права. Отчуждение, отрицание и такфиризм мусульман из-за этих различий не совместимы с духом религии.
Ученые ахли сунны приняли принцип, согласно которому «человек, принадлежащий обществу Киблы не может быть неверным»; иными словами, мусульманин, обращающийся к Кибле во время молитвы, не может быть назван неверным.
Они сказали своим оппонентам, что они просто неправы и держались подальше от такфира.
Для нас также чрезвычайно рискованно с точки зрения религии отчуждать неизвестных людей, которые отвергают со свободной волей основополагающие принципы ислама, основанные на их отношении и поведении.
Аят: «О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты - неверующий», – стремясь обрести тленные блага мирской жизни. У Аллаха есть богатая добыча. Такими вы были прежде, но Аллах оказал вам милость, и посему удостоверяйтесь. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Ниса, 4/94),
подчеркивает неправильность такфира людей просто исходя из ситуации. Следует отметить, что сегодня в некоторых исламских странах возникшие и распространенные движения за единство являются не религиозными, а в основном политическими.
Разница между мазхабом, течением, расой, цветом кожи, языком и культурой не должна отделять мусульман друг от друга, а скорее должна сводить их вместе перед могуществом Всемогущего Аллаха, который создал все эти различия.
Вырванные из контекста аяты, джихад и религиозный фанатизм
Амина Давришева