Дозволено ли врать, если ложь незначительна?
Вопрос:
Если какое-то повеление в аятах Священного Корана, в хадисах и в целом в исламе относительно дозволенности лжи? Можно ли сказать неправду, если она незначительная?
Ответ:
Существует хадис посланника Аллаха (с.а.с.), в котором его спросили: «О, посланник Аллаха, может ли мусульманин быть трусливым?» Он сказал: «Да». Тогда у него спросили вновь: «Может ли мусульманин быть жадным?». Он ответил: «Да». Однако на вопрос: «Может ли мусульманин быть лжецом?», он ответил: «Нет!».
Это лучший показатель того, что ложь не может присутствовать в жизни мусульманина. Однако, к сожалению, на сегодняшний день ложь стала неотъемлемой частью нашего общества и нашей жизни. Ложь является болезнью нашего общества.
Как следует из хадисов посланника Аллаха (с.а.с.), а также из аятов Священного Корана, ложь является одним из больших грехов. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Меня состарила сура Худ и схожие с ней». А на вопрос: «Что именно Вас состарило: истории пророков, поведанные в этой суре, или же истории о погубленных народах?». Он ответил: «Нет, не то и не это, а именно повеление: «Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено».
Правдивость была эталоном да посланника Аллаха (с.а.с.). Пророк говорил: «Ложь приводит к греху, а грех ведет в Ад!». Неважно, будь то в торговле, во взаимоотношениях с людьми, с близкими, с соседями – абсолютно во всём мусульманин должен быть правдивым и праведным! Ложь не к лицу верующему человеку.
Это интересно! Читайте также: Цена обмана - как ложь влияет на наше здоровье?
Посланник Аллаха (с.а.с.) приравнивал ложь к признакам лицемеров. Пророк (с.а.с.) сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре свойства, а отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает о чём-нибудь, поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует с кем-либо».
Неважно совершает ли человек намаз, держит ли он уразу. До тех пор, пока человек будет иметь эти четыре качества и не избавится от них, он будет носить в себе признаки лицемера.
За исключением нескольких редких случаев, ложь в исламе запрещена! И не надо себя обманывать тем, что она может быть маленькой, средней, большой или какой-то другой. Всевышний знает о нас и наших намерениях, поэтому ложь является большим грехом. Ложь и вера не могут существовать вместе, как не могут существовать вместе вода и огонь. Либо вода погасит огонь, либо же огонь превратит воду в пар.
Ложь в исламе допускается в исключительных случаях. Например, ложь мужа, сказанная жене с целью сохранения благополучия в семье, является дозволенной. По преданию от Асмы бинт Язид (р.а.), посланник Аллаха (с.а.с.) сказал однажды: «О, люди! Что подталкивает вас ко лжи, словно мотылька, летящего на огонь? Ложь запретна для сына Адама, кроме трех случаев: ложь мужа жене для достижения ее довольства; ложь на войне (потому что война – это есть хитрость); ложь, сказанная для примирения двух мусульман».
Актуально! Читайте также: 5 случаев, в которых ислам дозволяет ложь
Здесь стоит отметить, что под ложью мужа жене или жены мужу в данном случае подразумевается обещание того, что может не произойти в обязательном порядке. Например, это подобно тому, когда муж хочет сделать подарок жене и обещает ей, но про себя думает: «Если позволит Аллах».
В противном случае, обман, при котором нарушается право женщины или мужчины, отбираются права, не принадлежащие одному или другому, является недозволенным.
Сафван Ибн Сулейм аз-Зухри (р.а.) поведал следующее: «Один человек сказал: «О, посланник Аллаха! Можно ли мне солгать своей жене?». Пророк (с.а.с.) ответил: «Нет блага во лжи!». Тогда этот человек снова спросил: «А если я хочу солгать для того, чтобы сделать ее довольной своим обещанием?». Тогда Пророк (с.а.с.) сказал: «В таком случае, нет на тебе греха!».
В данном случае посланник Аллаха (с.а.с.) отделяет ложь от обещания, он не разрешает ложь, он разрешает давать обещание.
Толкователи указывают на то, что обещание не является полной ложью, поскольку ложь больше относится к прошлому, а обещание относится к будущему и имеет возможность быть выполненным.
За исключением этих случаев, ложь, сказанная верующим, будет являться для него большим грехом. Да сохранит нас Всевышний Аллах ото лжи, а также от всего запретного и порицаемого Милостивым Творцом.
Однажды к посланнику Аллаха (с.а.с.) пришел человек и сказал: «О, посланник Аллаха! Научи меня тому, что поможет мне заслужить Райскую обитель».
На что Пророк (с.а.с.) ответил так: «Обещайте мне уберечь два своих органа и сторониться от запретного, и тогда я вам обещаю Рай!». Одним из таких органов является язык, а вторым половые органы человека.
Посланник Аллаха (с.а.с.) является для нас примером, а мы, будучи верующими, знаем о существовании Райской обители и Адских муках.
Мы знаем о дозволенном и запретном, о том, что Всемогущий Аллах ведает не только обо всех наших поступках, но и о наших намерениях и мыслях.
Поэтому давайте чаще задумываться о своих поступках, намерениях и сказанных словах, дабы потом не пришлось сожалеть в день страшного Суда. Давайте помнить, что за нами наблюдают небесные камеры, которые записывают все и ничего потом не забывают.
Читайте также: Почему ангелы записывают наши деяния, если Всевышний и так знает о нас всё?
На ум приходит история имама Гейляни (р.а.). Как вы знаете, это был великий ученый-богослов, оставивший глубокий след в истории, и ставший ярким примером гуманности и праведности не только в исламском мире, но и оказавшим большое влияние на Западе.
Однажды юного имама Гейляни отправили вместе с караваном в далекий город, чтобы он там получил знания.
Однако по пути на караван напали разбойники и начали грабить всех, кто там был. Но на имама Гейляни не обращали особого внимания, потому как думали, что вряд ли можно чем-то поживиться с мальчика, которому от силы восемь-десять лет.
И все же один из разбойников взглянул на мальчишку, который был бедно одет, и спросил: «У тебя есть что-нибудь?». В ответ он услышал: «У меня есть сорок динаров». Разбойник рассмеялся и подумал, что мальчик либо шутит, либо же он умалишённый.
Он повёл мальчика к главарю и рассказал, что случилось. Мальчика обыскали и нашли у него сорок динаров. Все удивились, главарь спросил его, почему он сказал правду? На что мальчик ответил, что дал матери слово – всегда говорить правду – и не может нарушить его. Эти слова растрогали главаря, он воскликнул: «Ты жертвуешь своими деньгами только ради того, чтобы не нарушить слово, данное матери, и боишься нарушить договор, а вот я не побоялся нарушить запрет Аллаха!».
Главарь тут же приказал вернуть всё, что разбойники отняли, и сказал: «Я каюсь и прошу Аллаха простить мои грехи – и всё это благодаря тебе!». Тогда разбойники сказали: «Ты был нашим главарём, когда мы занимались разбоем, а теперь ты – главный в поклонении!». И все разбойники покаялись перед Аллахом.
Знаете, в чем сегодня главная проблема мусульман? В том, что мусульманин не доверяет своему соседу, собрату по вере, но доверяет банку! Мусульманин должен быть гарантией правдивости.
Автор: Islam Today