Диспуты Абу Ханифы
Начало: Поучительные истории: как Абу Ханифа реагировал на оскорбления и сплетни?
В биографических источниках говорится, что между встретившимися на улицах Медины Абу Ханифой и Мухаммадом ал-Бакиром однажды произошел такой диспут. Мухаммад ал-Бакир сказал Абу Ханифе: «Это ты, кто пытается внести в религию моего дяди изменения, пренебрегая хадисами и прибегая в поисках ответа к аналогии?»
«Упаси Аллах!» – отвечал ему Абу Ханифа. «А я говорю, что пытаешься» – настаивал ал-Бакир. Тогда Абу Ханифа сказал: «Давай сядем, и обсудим этот вопрос как полагается, ведь я уважаю тебя так же, как твой дядя (мир ему) уважал своих сподвижников».
Когда Мухаммад ал-Бакир сел, Абу Ханифа сел напротив него и сказал: «Я задам тебе три вопроса, постарайся на них ответить: кто по природе слабее – мужчина или женщина?» «Женщина» – ответил ал-Бакир. «Тогда скажи, какова доля мужчин и женщин при распределении трофейной добычи?» «Мужчинам полагается две доли, женщинам – одна» – отвечал ал-Бакир.
«Это то, что определил твой дядя, но если бы я хотел внести в его религию какие-то изменения, то по аналогии сказанного тобой вынес бы решение в пользу слабых по природе женщин, постановив выделять им из трофейной добычи две, а мужичинам – лишь одну долю» – подметил Абу Ханифа, а затем продолжил: «Что предпочтительнее – намаз или пост?» «Намаз» – ответил ал-Бакир.
«Это то, что определил твой дядя, однако и здесь можно было бы пренебречь сказанным им, и вынести решение по аналогии сказанного тобой, тогда после окончания месячных, женщинам следовало бы восполнять не пропущенные дни поста, а пропущенные в эти дни намазы» – подметил Абу Ханифа, а затем продолжил: «Скажи, которая из нечистот оскверняет человека больше – моча или сперма?» «Моча» – ответил ал-Бакир.
«Да, но это согласно религии твоего дяди, а по аналогии сказанного тобой, после каждого мочеиспускания следовало бы совершать полное омовение, а после семяизвержения – лишь малое. Поэтому упаси меня Аллах от принятия решений по аналогии вопреки уже имеющихся установлений»1 – сказал Абу Ханифа.
Тогда Мухаммад ал-Бакир встал со своего места, поцеловал Абу Ханифу в лоб, и, выразив свое глубокое почтение удалился.
Также, хотелось бы привести один из диспутов Абу Ханифы с хариджитами, которые считали, что совершение верующим тяжкого греха делает его абсолютно неверующим. На тот момент Абу Ханифа уже снискал в фикхе всеобщего признания, и поэтому все спорные и щекотливые вопросы адресовались лишь ему.
Говорится, что однажды к нему пришла группа хариджитов, которая задала ему такой вопрос: «Перед вратами этой мечети лежит два тела, одно из которых принадлежит пьянице, умершему от сильной попойки, второе – совершившей прелюбодеяние, забеременевшей и наложившей на себя в этой связи руки женщине. Скажи, как их хоронить и совершать ли над их телами погребальный намаз?»
На это Абу Ханифа спросил: «К которой нации они принадлежали – к иудеям, христианам или огнепоклонникам?» «Они были из числа тех, кто свидетельствовал, что нет иного божества кроме Аллаха и что Мухаммад – раб Аллаха и посланник» – отвечали хариджиты.
«Тогда скажите мне, каковой была их вера – была ли она совершенной, совершенной лишь на треть, на четверть или лишь на одну пятую?» – продолжал задавать наводящие вопросы Абу Ханифа.
«Вера не может быть совершенной лишь на треть, на четверть или на одну пятую, она либо есть, либо её нет совсем» – отвечали хариджиты.
«Позвольте уточнить: вы спрашиваете меня о положении этих двух, которых сами называете верующими, не так ли?» – спросил тогда Абу Ханифа.
«Оставим это, просто скажи нам, попадут ли они в рай или отправятся прямиком в ад?» – желая услышать свое, не угомонялись хариджиты. На это Абу Ханифа сказал им: «Если вам не достаточно ваших же доводов, отвечу вам словами пророка Ибрахима, который говорил о тех, кто был гораздо хуже этих двух: «Те из них, кто последует за мной – они мои люди, а тех, кто ослушается – Ты волен понять и простить»2.
Также отвечу вам словами пророка ‘Исы: «Ты волен их за ослушание наказать, ведь все они рабы Твои, а если же простишь – такова Твоя воля и мудрость»3 и словами пророка Нуха, которого упрекали в пособничестве низшему сословью: «И говорили «Тебе мы не поверим, ведь низшее сословье последователи твои. А он им отвечал: «Не ведомо мне, что творят они, у Господа их воздаяние, неужто, этого самим вам не понять. За это лишь не стану от себя я уверовавших прогонять»4 и его же словами: «И я не стану утверждать, что никакого блага презренным среди вас Аллах не даст. Аллаху лучше знать, что в душах их, и рассуждай как вы я – таким же как и вы не справедливцем бы я стал»5.
Услышав такие слова, хариджиты, сложив свое оружие удалилис6.
___________________________________________
1 - Ибн ал-Баззаз ал-Курди, Манакиб ал-Имам ал-А’зам, стр. 99.
2 - Ибрахим, 14/36.
3 - ал-Маида, 5/118.
4 - аш-Шу’ара, 26/111-114.
5 - Худ, 11/31.
6 - Абу Захра, Абу Ханифа Хаятуху, ‘Асруху ва Арауху, стр. 24.
Также на эту тему читайте:
Islam-today