• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Тайны поклонения: глубокие смыслы 5 столпов ислама

Время чтения: 10 мин
13506

Великий Создатель сказал в Коране: «Поистине, [единственная истинная] религия для Аллаха – это ислам» («Аль-Имран», аят 19).

Иман (вера) – это первое, с чего начинается путь верующего. Избрав Истину, он обращается к своему Творцу, ища Его верного руководства – религии, дабы не потерять своей дороги. Принятие человеком веры означает, что отныне он желает Всевышнего и не желает мирского. Аллах же даёт ему инструменты для поддержания его в этом стремлении.

Как человек может одновременно быть верующим и неверующим?

Вера основывается на правильном вероубеждении, без которого человеку нет пользы в последней жизни от усердного исполнения им ритуалов поклонения и добрых деяний. Перед Всевышним они обретают ценность исключительно тогда, когда человек входит через двери имана, полностью уверовав во всё, с чем пришёл Божий Посланник (мир ему):

«О, верующие! Войдите в ислам полностью [принимая все, что принес Пророк] и не следуйте по стопам шайтана. Поистине, он для вас – явный враг» («аль-Бакара», аят 208).

Ведь люди могут просто верить в Бога, как, например, в некий высший разум и не признавать пророков и религий. Однако, это не имеет веса перед Творцом, который установил определённый порядок в вопросе вероубеждения – игътикада. Научил через посланников тому, как достойно Ему поклоняться и назвал это религией – прямым путём:

«Благочестие не в том, чтобы вы поворачивали [в молитве] лица на восток и запад, а благочестие – в тех, кто уверовал в Аллаха, в Судный день, в ангелов, в Книгу, в пророков» («аль-Бакара», аят 177)

6 столпов имана, непризнание которых выводит человека из веры

Поэтому от верующих можно услышать вопрос о том, какой у человека игътикад – вероубеждение (наука же, изучающая основы вероубеждения в исламе, называется «акыда»). Так, правильное вероубеждение – это основа основ, и оно включает в себя обязательную веру (иман) в следующее:

«О, верующие! [Твердо] уверуйте в Аллаха, Его Посланника и Книгу, что Он ниспослал Своему Посланнику, и в Книги, что Он ниспосылал прежде. А кто не верит в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников и в Судный день, тот, поистине, впал в глубокое заблуждение» («ан-Ниса», аят 136).

Иман – это возвышенное состояние души, которое зиждется на пяти столпах ислама:

- шахаде – свидетельстве о том, что нет богa, кроме Аллаха, и что Мухаммад (мир ему) — посланник Аллаха;

- совершении молитвы – намаз;

- выплате закята;

- совершении хаджа;

- соблюдении поста в Рамадан (из хадиса Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ахмад).

Столпы – это то, что держит, удерживает. Создатель Газза ва Джаль определил их для того, чтобы человек, уверовав, оставался в некой колее, тонусе и не сходил с пути Истины. Мудрость первого столпа – шахады – заключается в закреплении веры клятвой, которая является и присягой Аллаху.

Так верующий подтверждает свою веру и словом и сердцем, входя в ряды покорившихся рабов Господа. Пророк (мир ему) сказал: «Тот, кто искренне засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад Его раб и Посланник, войдёт в рай!» (Аль-Баззар).

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам трудностей», – сказано в 185 аяте суры «Аль-Бакара». Поэтому, чтобы помочь человеку уберечь шахаду и оставаться ей верным, Господь вменил верующему четыре вида обязательного поклонения. Они же являются последующими четырьмя столпами: намаз, закят, пост и хадж.

Намаз

Намаз совершается пять раз ежедневно в определённое для каждой молитвы время. Такая периодичность в течение дня помогает отвлечься от мирской суеты, возвращаясь к Всевышнему. Это происходит в момент, когда человек, встав на молитву, произносит первый такбир (говоря «Аллаху акбар»), показывая жестом рук оставление мирского позади.

Намаз должен совершаться в состоянии хушугъ – наполненности мыслей об Аллахе, трепета души и смиренности тела, как сказал Всевышний: «Поистине, верующие обретут успех – те, кто проявляет смирение в намазе» («аль-Му’минун», аят 1-2), и наоборот: «И горе молящимся, которые небрежны к своим намазам» («аль-Ма’ун», 4-5 аяты).


Особенным вниманием Всевышний выделил срединный намаз – ‘Аср: «Оберегайте намазы и [особенно] средний намаз. И стойте перед Аллахом покорно» («аль-Бакара», аят 238).

А досточтимый Пророк (мир ему) говорил: «Тот, кто пропустит молитву 'Аср, потратит свои деяния в пустую!» (Бухари, Мавакит 15; Муслим, Масажид 35).

Аллах Табаракя ва Та’аля, вменяя совершение намаза, оберегает человека от грехов: «…совершай намаз. Поистине, намаз оберегает от грехов и ослушания [Аллаха]» («Паук», 45 аят)

Об этом же сказал и Посланник (мир ему): «Намаз отделяет человека от неверия и многобожия!» (Муслим и др.)

Таким образом, Мудрый Господь защищает целостность и чистоту души своего раба, привязав его к молитвам на протяжении дня, не давая беспечно погружаться в мирское. Аллах удерживает человека в определённой колее, которая поддерживает его духовное равновесие и телесную дисциплину. Ведь раннее утро верующего начинается с мыслей о своём Создателе и, поминая Его в течение дня, ко сну он вновь отходит в омовении с молитвой!

Уроки намаза

Закят

Закят – обязательное отчисление обеспеченных мусульман в пользу бедных. В переводе с арабского означает «очищение», «умножение». Всевышний говорит:

«[Полноценно] выполняйте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за [религию] Аллаха. Он – ваш Покровитель. Как же прекрасен этот Покровитель! Как же прекрасен этот Помощник!» («Аль-Хадж», аят 78).

Закят является третьим столпом Ислама, который помогает сохранению верности шахаде. Всё, что даётся человеку в этом мире из благ на временное пользование, принадлежит Аллаху Джалля Джалялуху. Дабы не забывать эту Истину, Он вменил выплату закята в обязанность верующему, которая избавляет его от преступной тяги к мирскому.

Кроме того, закят связан с правами бедных и слабых в обществе, хлеб которых Аллах даёт руками богатых людей: «...Моя милость охватывает [в этом мире] все. Но [в вечности] Я установлю ее [Мою милость лишь] для тех, кто будет остерегаться [неверия и грехов], станет выплачивать закят и уверует в Наши знамения» («Аль-Араф»156).

Отдавая — приобретаешь: что получают верующие за выплату закята?

Если же обязанный выплачивать закят не делает этого, то он удерживает чужой ризк – пропитание в своих руках, не доводя милость Аллаха до нуждающихся. О таких сказано в Коране: «А тех, которые накапливают золото и серебро, и не тратят их на пути Аллаха – обрадуй [Мухаммад] болезненным наказанием» («Ат-Тауба», аят 34) Ведь это положение порождает несправедливость, беды, притеснение, которые влекут за собой и другие страшные преступления!

Ураза (Пост)

«Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Любое дело сына Адама делается им исключительно для себя, кроме поста, ибо, поистине, он – ради Меня и Я воздам за него!» (Аль-Бухари).

Пост является особым видом поклонения – тайной между рабом и Создателем. Особенность ему придаёт то, что он лишён рия – показухи. Когда верующий соблюдает пост, об этом его состоянии отречения от мирского ради Аллаха известно одному Всевышнему.

Эта тайная жертва раба, его жажда снисхождения Господа будет вознаграждена особенно. Ни одному из творений неизвестно насколько велика награда за такой пост. Но Аллах Газза ва Джаль выражает ценность этого поклонения словами Своего Пророка (мир ему):

«Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа! Запах изо рта постящегося приятнее для Всевышнего, чем благоухание мускуса, и Господь говорит: «Он отказывается от своей еды, своего питья и своих желаний ради Меня. Этот пост (он соблюдает) для Меня, и Я воздам за него!» А за доброе дело (воздаяние будет) десятикратным!» (Малик, аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ибн Маджа).


Особенность поста подчёркивается и тем, что Аллах Газза ва Джаль создал величественные Райские врата, которые соответствуют статусу лишь постящихся:

«Поистине, есть в раю врата, именуемые Ар-Раййан, через которые будут входить постящиеся в День воскресения, и не войдёт через эти врата никто, кроме них. Будет сказано: «Где постившиеся?» Они поднимутся, и не войдёт через эти врата никто, кроме них, а после того, как они войдут, врата будут закрыты, и больше никто не войдёт через них!» (Аль-Бухари).

Такое таинство укрепляет искренность верующего по отношению к Господу и поэтому пост в месяце Рамадан олицетворяет один из столпов Ислама. Это поклонение гораздо сложнее в своих нюансах, нежели оно выглядит снаружи.

Кто такой постящийся в глазах Всевышнего?

Это тот, кто добровольно лишает себя даже разрешённых удовольствий этого мира ради приближения к Творцу. Он словно бы упорно стучащийся в двери Господа, жаждущий Его милости. Пожелтевшее от голода лицо постящегося, впалые глаза, высохшие губы и ослабшее тело – доказательство этого упорства. И Аллах не отвергает мольбу такого раба: «Кто постился в Рамадан с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи» (Аль-Бухари, Mуслим).

Пост – это воспитание нафса и обуздание шайтана. Ведь шайтан человека остаётся с ним, когда остальные сковываются цепями в Рамадан. И только длительным голодом и лишениями возможно уберечься от этого зла. Нафс не в состоянии управлять ослабшим телом и сфера влияний шайтана сильно сужается.

Зато разум становится светлее, подвигая человека к богоугодным поступкам. По этой же причине, выплата закята во время поста гораздо легче для нафса. Но возможно ли достичь такого результативного поста, когда вместо ослабления тела, люди насыщают его обильной пищей на сухуре и ифтаре, пытаясь избежать такой слабости в течение дня?

Верующие ошибаются, если думают, что обильная еда сделает их день более продуктивным в поклонении. Наоборот, насыщенное тело – залог крепости нафса, который непременно найдёт выход для осуществления своих желаний. Однако истинно постящиеся в глазах Всевышнего удостаиваются продуктивности даже если просто спят или молчат: «Молчание постящегося зикр, сон поклонение, мольба его не отвергается, а благодеяния особо вознаграждаемы Аллахом!» (Дайлами).

Таким образом, цель поста – ослабление тела и подчинение нафса Всевышнему! В ином случае от него не будет пользы кроме как простого голодания, о котором говорил достопочтенный Пророк (мир ему): «Сколько есть совершающих ночное поклонение, но их доля от этого – только лишение сна, и сколько постящихся, которым нет ничего от их поста, кроме голода и жажды!»

Хадж

«И объяви людям о хадже. Пусть они придут к тебе пешком и на худых верблюдах из самых отдаленных мест [земли]» («Аль-Хадж», аят 27).

Ещё один столп Ислама, стерегущий его целостность, – это хадж. Одно из особых достоинств хаджа состоит в том, что именно во время него был ниспослан аят, объявляющий о завершении религии: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию [закончил передавать постановления, касающиеся религии Ислам] и довел до конца Свою милость для вас [дав вам возможность завоевать Мекку и вознеся вашу религию над всеми другими], и Я доволен исламом как религией для вас» («Аль-Маида», аят 3).

Хадж наполнен не менее глубоким смыслом и в душе каждого верующего занимает особое место. Что же такое хадж помимо религиозного ритуала? Благородный посланник (мир ему) сказал:

«Паломники, совершающие хадж или умру, это гости Аллаха. Если они попросят Его о чём-либо или будут молить о прощении, то Он исполнит их просьбы!» (Ибн Маджа).

Разве могут живые, кроме Пророка Мухаммада (мир ему), пойти к самому Господу? Поэтому хадж – это путь к временной, а может и не к временной смерти. Неспроста верующие, собирающиеся в этот путь, уже на интуитивном уровне мечтают отдать душу во время паломничества. А каноны религии запрещают совершать хадж должнику или на деньги, взятые в долг. Ехать туда следует подготовившись так, словно бы не будет возвращения назад.

Несмотря на современное благоустройство и уютные транспортные средства, путь хаджа не лёгкий. Верующие преодолевают его только ради любви и тоски по Создателю, прибывая к Нему измождёнными, как говорилось в аяте.

Были времена, когда на совершение хаджа уходили годы пути, таящие для паломников много опасностей. Но это не отбивало желания верующих выполнить завет Всевышнего. Ведь истинное паломничество – это рвение душой и телом только к своему Создателю, без устали повторяя «Ляббайк! Аллахумма ляббайк! Я перед Тобой! О, мой Господь, я перед Тобой!»

Пять столпов ислама – это та вервь, крепко ухватившись за которую, верующий не сойдёт с прямого пути и не принесёт урона своей вере. Достаточно лишь его искреннего сердца на этом пути нескончаемого счастья!


Айна Замаева

Социальные комментарии Cackle