Факты о празднике Курбан-байрам, которые должны знать не только мусульмане
Слово «Курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения, чтобы сердцем приблизиться к Всевышнему Аллаху.
Курбан в Исламе является одним из видов поклонений, совершаемых имуществом. Это выражение благодарности Всевышнему Аллаху за ниспосланные Им блага. Жертвоприношение стало ваджибом (обязательным) во втором году по хиджре. Его обязательность обоснована аятами Корана, сунной Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и иджмой (единодушным мнением исламских богословов). Курбан является сунной Пророка Ибрахима (алейхиссалям).
Для людей с каким доходом курбан является обязательным?
Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Курбан – это сунна нашего отца Ибрахима (алейхиссалям)» (Абу Дауд).
Всевышний Аллах возвещает в Коране о ниспослании жертвенного животного, заменившего на жертвеннике Исмаиля (алейхиссалям):
وَفَدَيْنَاهُ بِذِبْحٍ عَظِيمٍ
«И Мы заменили ему [сына] на большую жертву» (сура «Ас-Саффат», аят 107).
Ваджиб Курбан означает благодарение Всевышнего Аллаха за бесчисленные блага и искупление за свои грехи. Часть мяса жертвенного животного используется семьей, которая совершила Курбан, а часть раздается бедным.
В какие дни можно совершить курбан?
Как известно, для удовлетворения потребностей человечества в мясных продуктах ежедневно забиваются сотни тысяч животных. Но приобрести их могут только те, у кого есть такая возможность, а мясо жертвенного животного предназначено, прежде всего, для распределения бедным, малообеспеченным людям. Поэтому жертвоприношение в Исламе является реальным выражением человечности и щедрости.
Доказательства необходимости Курбана
Всевышний Аллах повелевает:
فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ
«…совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Аль-Каусар», 2).
Согласно общепризнанному мнению, слово «намаз» в этом аяте означает «праздничный намаз», а слово «закалывать» означает «Курбан» в праздничные дни.
И еще одно повеление Корана:
«Жертвенных верблюдов мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их (верблюдов) вам, – быть может, вы будете благодарны» (сура «Аль-Хаджж, 36).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном хадисе говорит:
«Сын Адама не смог приблизиться к Всевышнему так близко ни одним из угодных Ему деяний, как пролитием крови в дни Курбана. В Судный день курбан, кровь которого он пролил, предстанет парнокопытным рогатым животным, покрытым шерстью. До того, как пущенная кровь достигнет земли, сын Адама поднимается пред Аллахом на более высокий уровень. Поэтому совершайте жертвоприношение со спокойной и довольной душой» (Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад бин Ханбаль, Ибн Малик).
Анас (радыяллаху ‘анху) передал в одном хадисе:
«Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) принес в жертву двух баранов, у которых белый цвет преобладал над черным. Я увидел, что он прижал ноги животного, произнес «Бисмилляхи», такбир (восхваление) и собственноручно зарезал его» (Бухари, Муслим, Ибн Маджа, Тирмизи, Абу Дауд, Дарими).
Мы не должны забывать, что Аллах не нуждается ни в мясе, ни в крови жертвенного животного. Его достигнет только намерение, искренность и богобоязненность его раба. В Коране эти намерение и богобоязненность, которые составляют основу всех действий, оцениваются так:
لَن يَنَالَ اللَّهَ لُحُومُهَا وَلا دِمَاؤُهَا
وَلَكِن يَنَالُهُ التَّقْوَى مِنكُمْ«Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До него доходит лишь ваша богобоязненность…» (сура «Аль-Хаджж, 37)
Из телеграм-канала муфтия Республики Татарстан
Камиля хазрата Самигуллина