Что такое истина имана?
Истина имана - это подтверждение сердцем истинности и признание словами того, что все сообщения и решения, которые переданы Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует!) от Аллаха и которые явно (очевидно) относятся к религии, являются верными и правильными. Имамы двух исламских течений ахлю-с сунны аль-Матуриди и аль-Ашари считают, что для проявления имана достаточно подтверждения истинности сердцем. Также, по мнению Имама аль-Матуриди, подтверждение словами необходимо только для принятия мирских решений. Потому что иман, на самом деле, относится к сердцу и совести. С этой точки зрения, шариатская истина имана – это добровольное подтверждение сердцем истинности основ и положений религий, переданных нашим Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!), вера в то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) является справедливым, а его слова – божественной истиной.
В таком случае, единственным столпом имана по шариату является подтверждение истинности сердцем. Человек, в сердце которого есть такая убежденность без колебаний и сомнений, является верующим в жизни и перед Всевышним Аллахом.
Признание словами подтвержденной сердцем истинности не является основой или еще одним столпом имана, то есть частью имана, а также не является условием для подлинности веры. Но в тех случаях, когда что-то, принятое сердцем, возможно осознать только при выражении этого словами, а в противном случае, возникнут вопросы «мусульманин ли он или не мусульманин?», для применения мирских решений необходимо подтверждение истинности словами. Поэтому в данных случаях говорят: «Иман – это подтверждение истинности словами и сердцем», то есть для объяснения того, что душевные и скрытые вещи могут быть осознаны только при сообщении этого словами. Следовательно, человек, подтвердивший сердцем истинность единства Аллаха и Пророческую миссию Мухаммада, уверовавший в это без колебаний и сомнений, является верующим, даже если он не подтвердил и не признал это словами. Если после этого он станет мусульманином, но внешне не будет проявлять свою принадлежность к Исламу, по отношению к нему не будут относиться так, как это положено по Исламу. Например, он сам не сможет жениться на мусульманке, а после смерти не сможет быть похоронен на мусульманском кладбище.
Человек, который не подтвердил словами то, что он является верующим или об устном подтверждении которого неизвестно, то есть человек, о котором неизвестно, является он мусульманином или нет, может считаться верующим, если он будет замечен при совершении намаза с джамаатом. Потому что, поскольку совершение намаза с джамаатом является поклонением, свойственным мусульманам, совершение намаза с джамаатом считается ясным доказательством и признаком подтверждения истинности сердцем и проявления имана.
От Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах!) приводится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если вы увидите, как какой-либо человек станет часто посещать мечеть, свидетельствуйте о том, что он является верующим. Потому что Всевышний Аллах говорит: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха…»
Доказательствами того, что единственный столп имана – это подтверждение истинности сердцем, является то, что:
1. Многие богословы толкуют аят Корана «Ты все равно не поверишь нам» который находится в суре «Йусуф» и представляет собой слова братьев Йусуфа, сказанные в отношении Йакуба, как «Ты никогда не подтвердишь нашу истинность», они объясняли это тем, что это является необходимостью, связанной с арабским языком.
2. О мунафиках (лицемерах) было сказано следующее:
«О, Посланник! Пусть тебя не печалят те люди и иудеи, которые стремятся исповедовать неверие и говорят своими устами: "Мы уверовали", - хотя их сердца не уверовали». Всевышний Аллах поведал, что иман представляет собой подтверждение истинности сердцем и что нет никакой пользы в сообщении имана языком.
3. В другом аяте говорится: «Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает сердце (грудь) для ислама»; другой аят повествует о том, что слова неверия того, кто был принужден к богохульству (неверию), не причинят вреда его иману в сердце, в нем говорится следующее: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, - не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения»
4. Про мунафиков, которые не уверовали сердцем, но говорят, что уверовали, приводятся следующие слова: «(Бедуины) арабы сказали: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали. Посему говорите: «Мы стали мусульманами». Вера еще не вошла в ваши сердца».
5. О тех, кто будет вечно пребывать в раю, и о тех, кто достигнет довольства Аллаха и будет доволен Аллахом, говорится следующее: «Это те, в чьих сердцах Аллах написал (утвердил) веру и укрепил их духом от Него».
6. В различных хадисах уделяется внимание на убежденность сердца в акыде (вероубеждении). Случай, который произошел с Усама бин Зайдом подтверждает это. От Усамы (да будет доволен им Аллах!) передается: «Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) отправил нас в поход с одним конным отрядом. Утром мы напали на род Аль-Хурака племени Джухайна. Я приблизился к одному из них. Он сказал: «Нет Бога, кроме Аллаха (Ля иляха илляЛлах)». Но я убил его. Но после этого в моем сердце поселилось сомнение, и я рассказал об этом Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) воскликнул: «Неужели он сказал «Ля иляха илляЛлах»? А ты убил его после этого?» Я сказал: «О посланник Аллаха! Но ведь он произнес эти слова только из-за страха перед оружием». На это Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Так почему же ты не рассек его сердце, чтобы узнать, правду он сказал или нет!» Он повторял эти слова до тех пор, пока у меня не возникло желание принять Ислам (только) в этот день».
Из этого хадиса понятно, что иман – это подтверждение истинности в сердце.
7. В другом достоверном хадисе, который приводится от Анас ибн Малика (да будет доволен им Аллах!) Пророк говорит следующее: «Поистине сердце человека находится между пальцами Аллаха, и если Он пожелает, то наставит его на прямой путь, а если Он пожелает, то отдалит от прямого пути» В продолжении Посланник Аллаха прочитал следующее дуа: «О Аллах, удерживающий сердца (в другом предании: О Аллах, переворачивающий сердца), укрепи наши сердца на Своей религии».
8. Кроме того, имеется множество преданий о том, что каждый человек, у которого в сердце есть иман с размером в горчичное зерно, зерно пшеницы и маленькую частицу, в итоге выйдет из ада и войдет в рай, и о том, что иман в сердце станет причиной спасения человека. В одном из таких преданий от Абу Саида аль-Худри приводится, что посланник Аллаха сказал: «После того, как обитатели рая войдут в рай, а обитатели ада отправятся в ад, Аллах Всевышний скажет: «Выведите тех, у кого в сердце было веры хоть на вес горчичного зерна».
9. В одном предании от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!) говорится о том, что однажды группа людей из числа сподвижников сказали Посланнику Аллаха:
- Поистине, иногда мы чувствуем в себе такое, что даже произносить это мы считаем за грех.
Пророк спросил:
- Вы на самом деле чувствовали такое?
- Да.
На это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:
- «Это и есть настоящий иман» и показал, что иман – это качество, присущее сердцу.
10 – Люди, которые признают единогласное мнение о том, что иман – это подтверждение истинности сердцем, представляют в виде доказательства то, что во времена предшественников человек, принужденный к неверию (отрицанию), и немой человек считались верующими, отстаивая мнение о том, что не будет пользы в том, что иман будет подтверждаться языком, если сердце заполнено неверием, и что произношение слов неверия не повлияет на иман в сердце; они пытались объяснить данный вопрос следующим образом: Поскольку в аятах и хадисах четко установлено, что иман – это качество, свойственное сердцу, он должен представлять собой подтверждение истинности. Потому что Аллах, который установил религию, обращался к арабам на их языке. Если бы шариатское значение слова «иман» отличалось от его языкового значения, мусульманам было бы предоставлено некое пояснение, так же как пояснялись шариатские значения и понятия намаза и закята.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.