Что должен делать мусульманин во время азана?
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ашхаду ля иляха илля-Ллаах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду ля иляха илля-Ллаах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Прекрасные звуки азана, отвлекающие нас от мирского и приглашающие нас к Аллаху... С азана начинается намаз, с азана начинается жизнь человека. Это слова, которые первыми должен (по сунне) услышать мусульманин и следовать за ними как за маяком на протяжении всей своей мирской жизни. В азане есть что-то волшебное и завораживающее, он пробуждает наши сердца к поминанию Творца.
О возникновении азана сказано в хадисе. Когда Пророк (мир ему) поселился в Медине, мусульмане переживали, что не знают времени наступления намаза. Одни предлагали разжигать костры, другие — звонить в колокол. В конце концов, оповещать людей о приходе времени намаза было решено посредством азана. И ответственным за это стал Билял (Бухари).
В другом хадисе сказано, что это еще не был азан в сегодняшнем его понимании, для призыва к намазу отправлялся человек (Билял) со словами «джамагат-намаз». Потом, согласно преданию, азан был показан Абдуллаху ибн Зайду во сне и он, явившись к Пророку (мир ему), поведал ему об этом.
Пророк (мир ему) велел научить азану Биляля, так как он был известным во всем городе своим красивым голосом. Так была принята узаконенная форма азана — текст, каждая строчка которого повторяется два раза.
Намаз — прекрасен, и прекрасно все то, что имеет отношение к Аллаху. Прекрасен и азан, который открывает сердца верующих словами поминания Всевышнего. В азане заключены главные слова для верующего, свидетельствующие о единстве Господа, его бесконечной силе, признании его Посланника (мир ему). «Спешите к намазу», «спешите к спасению» указывают на важность намаза, намаза как пути к спасению, которое приведет нас к довольству Аллаха. В азане для утреннего намаза добавляются слова «намаз лучше сна», показывая что оставление сна ради Всевышнего таит в себе множество благословений.
Достоинства азана
1. «Если кто прочитает азан, кто бы это ни услышал этот азан, будь то человек или джинн, пусть даже камень или глина, они в Судный день будут свидетельствовать услышанному» (Бухари).
2. «Когда раздается призыв на молитву (азан), шайтан отступает, шумно испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда азан завершается, он снова подступает. И он отступает во время объявления о начале молитвы (икамы), а когда икама завершается, он снова подступает, чтобы наущать, вставая между человеком и душой его, и говорит ему: “Вспомни то-то и вспомни то-то” — о том, о чем он не вспоминал до этого, и доходит до того, что человек сам не знает, сколько ракаатов совершил» (Бухари).
Этот хадис указывает на то, как боится шайтан азана, намаза и верующих, которые спешат к поклонению Всевышнему.
3. Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Когда муэдзин скажет: "Аллах превелик! Аллах превелик", говорите: "Аллах превелик! Аллах превелик". Когда он скажет: "Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха", говорите: "Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха". Когда он скажет: "Свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Аллаха", говорите: "Свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Аллаха". Когда он скажет: "Спешите на намаз!", говорите: "Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха". Когда он скажет: "Спешите к успеху!", говорите: "Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха". Когда он скажет: "Аллах превелик! Аллах превелик", говорите: "Аллах превелик! Аллах превелик". Когда он скажет: "Нет божества, кроме Аллаха", говорите: "Нет божества, кроме Аллаха". Тот, кто скажет это от чистого сердца, войдет в Рай» (Муслим).
Хадис показывает высокий статус и значение азана не просто как призыва к молитве, но и смысла жизни.
4. Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Когда вы услышите муадзина, оглашающего азан, повторите за ним то, что он говорит, и потом прочитайте салават на меня. Поистине, на того, кто прочтет салават на меня один раз, Аллах прочтет его десять раз. Затем просите Всевышнего Аллаха для меня «аль-Василя», это особое место в Раю, которое полагается только одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что этим рабом буду я. Кто попросит для меня аль-Василя, тот получит мой шафаат» (Тирмизи).
5. В хадисе сказано, что азан является особо ценным временем для взывания к Аллаху с молитвой. «Мольба (с которой обращаются) к Аллаху между азаном и икамой, не отвергается» (Абу Дауд).
Islam-Today