• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что является сунной в никахе?

Время чтения: 4 мин
5138

Сунной в никахе является необходимость объявлять людям о совершенном никахе, давая знать всем, что оберегаешь себя от блуда (зина).

Наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Когда бьют в бубны и объявляют на словах о никахе, это отделяет халяль от харама в деле женитьбы» (Тирмизи, Никах, 6; Несаи, Никах, 72; Ибн Маджа, Никах, 20; Ахмад б. Ханбаль, 3/418).

Это вовсе не означает, что в никахе нет других различий между обязательным и запрещенным. Еще одно из обязательных условий никаха – присутствие свидетелей.

Для того, чтобы о бракосочетании стало известно не только присутствующим на церемонии никаха, также сунной является доведение до всеобщего сведения путем чтения с макамом невозбраняемых стихов и проведения свадьбы.

Автор «Месабиха» пишет: «Отсюда понятно, что это является доводом в пользу приемлемости чтения стихов громким голосом во время проведения церемонии никаха в мечетях».

В хадисе, переданном от Аиши (р.а.), было сказано: «Объявите об этом никахе. Сделайте это в мечетях и бейте в бубны» (Тирмизи, Никах, 6; Бейхаки, «Сунан аль-Кубра», 7/292).

Читайте также: Никах – обряд бракосочетания

Здесь имеется указание на мусульманские свадьбы. Если о никахе не будет объявлено, то люди не будут знать об этой женитьбе, и молодожены могут оказаться под подозрением в совершении прелюбодеяния.

В этом хадисе велено заключать никах в мечетях, которые являются тем местом, где собираются мусульмане. Бубен же – это вид музыкального инструмента.

Это хадис указывает на приемлемость бить в бубены во время никаха, совершаемого в мечети. Но об этом стоит хорошо подумать. Совершая никах, можно ударять в бубен и за пределами мечети, нет необходимости делать это внутри («Шарх-и Месабих»).

Имеется иттифак относительно того, что в наше время сопровождение никаха ударами бубна является макрухом. Разногласия вызывает вопрос об ударах в бубен в древности («Бустан»).

В «Менбау᾿ль Адабе» сказано, что в древности бубны были из сита. В них ударяли во время праздников, когда проводили церемонию обрезания для мальчиков, и когда встречали возвращающихся из дальней поездки.

Было сказано, что во время таких радостных событий разрешается бить в бубен. Но в наше время свадьбы лучше проводить с поминанием Аллаха.

Один из суннатов никаха заключается в необходимости определенного количества присутствующих на этой церемонии. В хадисе сказано: «Никах, при котором не присутствуют четыре человека, считается прелюбодеянием. Жених (или его представитель), невеста (или ее представитель), двое свидетелей мужчин (или один свидетель мужчина и две свидетельницы)» (Серахси «Мабсут», 5/11; Ибн Хумам «Шарх-у Фатхиʼль Кадир», 3/306).

Читайте также: 6 правил проведения мусульманской свадьбы

Справедливость присутствующих в никахе свидетелей является одним из условий истинности никаха. У шафиитов это так. Согласно же ханафитскому мазхабу, это условие для никаха является мустахабом, то есть желательное, но не обязательное условие.

Во время заключения никаха является сунной, когда человек, который женится, или его представитель возносят восхваления Аллаху и салаваты Его посланнику, читают аяты Корана (Тирмизи, № 1105; Ибн Маджа, № 1892).

После этого определяется размер махра и затем заключается никах. От Абу аль-Хавса Абдуллаха (р.а.) было передано: «Посланник Аллаха, сидя как во время ташаххуда в намазе, научил нас такой молитве: «Альхамдулилляхи нахмедуху ва нестеʼинуху ва настагфируху ва наʼузу билляхи мин шурури анфусина ва мин шайяти аʼмалина мен йахлилляху фела мудилле леху ва мен йудлил фела хадие лех. Ва ашхаду анля иляха илляллаху ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюху». После этого надо прочесть 102-й аят суры «Ал-и Имран», 1-й и 9-й аяты суры «Ниса».

Для того, чтобы был баракат, на голову невесты сыпят сладости или миндаль, а присутствующие подбирают их. О такой сунне говорится в исторических трудах и преданиях (Тахави «Шархуʼль Меани аль асар», 3/50; Бейхаки, Марифе, 14495).

В книге «Бустан» приводится от Хасана аль-Басри (р.а.) и от Икримы (р.а.), что нет ничего предосудительного в собирании сладостей, которыми осыпали голову невесты. Но Шаʼби (р.а.) говорил, что собирать сладости без разрешения владельца является макрухом. Если хозяин согласен, тогда не будет макрухом.

Муаз б. Джабаль (р.а.) передал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) присутствовал в никахе одного молодого человека из ансаров. Сразу после заключения никаха служанки принесли тарелки со сладостями и миндалем. Поскольку никто не стал есть ничего из этого, наш Пророк (с.а.с.) промолвил: «Давайте, набрасывайтесь и ешьте». Присутствующие сказали:

– О, Посланник Аллаха! Разве вы не запретили нам есть перехватывая друг у друга?

– То, от чего я вас удерживал, касалось раздаваемого воинам. Это не относится к тому, что посыпали невестам на голову» (Таберани «Муджамуʼль Кебир», 20/97-98).

Абу аль-Лейс Самарканди (р.а.) говорил: «Мы придерживаемся этой точки зрения и говорим, что в этом нет ничего плохого. Но будет неправильным есть те сладости, которыми чествовали главу государства или военных».

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle