Что является причиной наших жизненных неурядиц?
«Если вы творите добро, то поступаете во благо себе. А если вы вершите зло, то поступаете во вред себе» (сура «Исра», аят 7)
По своей натуре человек способен совершать и добро, и зло. Вот поэтому Всевышний Аллах подвергает его испытанию. Недаром в аяте говорится, что Господь сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать людей и увидеть, чьи деяния окажутся лучше (сура «Мульк», 67:2). Но чтобы человек мог успешно выдержать жизненный экзамен, Аллах показал ему, каковы пути добра и зла.
В сущности, все творимое нами добро идет нам во благо, а все то зло, которое мы вершим своими руками, оборачивается против нас. Об этом нас предупреждает коранический аят, приведенный выше. На первый взгляд, совершение выбора между добром и злом Аллах целиком оставляет нашей воле. Однако Аллах бывает доволен нашими добрыми делами и недоволен совершаемыми злодеяниями. Наш Господь удостоит нас воздаяния за все творимое нами добро и при этом не допустит никакой несправедливости. Не случайно в аяте сказано: «Аллах не совершает несправедливости даже весом в мельчайшую частицу, а если поступок окажется хорошим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой» (сура «Ниса», 4:40).
Пророк (ﷺ) также подчеркивал, что за наше добро Всевышний Аллах воздаст нам добром в тысячекратном размере (Тирмизи «Книга призыва», 36). В аятах и хадисах имеются сообщения о том, что человек обязательно увидит воздаяние на свои дела и поэтому должен действовать с пониманием того, что все творимое добро и зло обязательно вернется к нему самому.
Нам полностью отплатят за совершенное нами добро. В Священном Коране говорится, что в Судный день будут установлены Весы справедливости, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдется нечто весом с горчичное зернышко, то оно, безусловно, будет положено на эти весы (сура «Анбия», 21:47). Также нам возвещают о том, что Аллах воздаст злодеям за то, что они совершили, и воздаст творившим добро наилучшим ‒ Раем (сура «Наджм», 53:31). А что до тех, которые уверовали и вершили праведные дела, то ведь Господь не теряет награды тех, кто совершал добро (сура «Кахф», 18:30).
Ведь за добро воздают не иначе, как только добром (сура «Рахман», 55:60). Если человек сделает доброе дело, то он совершит добро по отношению к себе, то есть ему самому будет польза от этого праведного деяния. Человек получит только то, что он заслужил. Кто поступает праведно, тот поступает во благо себе. А кто творит зло, тот поступает во вред себе (сура «Джасия», 45:15). Все выпадающее на долю человека добро ‒ от Аллаха. А все зло, с которым сталкивается человек, он творит своими руками.
Всевышний Аллах насылает на нас беды и горести не только ради нашего испытания, но также из-за совершенного нами зла. Однако наш Господь, будучи обладателем милосердия, вследствие этих бед и горестей прощает нам многие наши грехи. Если бы Аллах стал тотчас же наказывать людей за творимое ими зло, то Он не оставил бы на поверхности земли ни единого живого существа, но Он предоставляет им отсрочку до назначенного срока (сура «Фатыр», 35:45). Как передается в одном хадисе, Всевышний Аллах отпускает человеку его грехи за любую пережитую им горесть, даже за то, что его нога укололась колючкой. (Бухари, «Книга о больных», 1). Поскольку наши добрые дела приближают нас к Аллаху, то надо серьезно относиться даже к самым незначительным на первый взгляд хорошим поступкам.
Но также неизбежно и наказание за все злодеяния, даже в малом количестве. Те люди, которые в День воскресения предстанут с добрым деянием, получат нечто лучшее и будут в безопасности от ужасов киямата. А те, которые предстанут с дурными деяниями, будут повергнуты в Огонь ничком (сура «Намль», 27:89-90). Также говорится, что если кто-то явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и Аллах ни с кем не поступит несправедливо (сура «Ангам», 6:160).
Всевышний Аллах так милостив к нам, что когда мы задумаем сделать что-то хорошее, но не сделаем этого из-за отсутствия возможностей, Он даст нам воздаяние как за полностью совершенное доброе деяние. Если же нам удастся привести его в исполнение, то Господь воздаст нам за это в семисоткратном размере и даже еще больше (Муслим, «Книга имана», 207). Поэтому добро никогда не пропадет зря. Недаром в народе говорится: «Сделай добро и бросай его в море. Если рыба тебя не поймет, то народ, безусловно, оценит».
Islam-Today
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!