Чай в исламе, или 4 причины выпить чашку чая
Вопрос:
Как относиться к чаю, учитывая то, что Абдуррахим Утыз-Имяни аль-Болгари (1754-1836) написал труд под названием «Рисаля фи замми шурби шай» – трактат о порицании чаепития?
Ответ:
На самом деле шейх порицал то, что ученые перестали уделять должное внимание науке, и, превратив чаепития в долгие церемонии, уделяли этому все своё свободное время. Что же касается положения сего напитка в шари'ате, то он относится к разряду мубах.
Читайте также: Культура самовара: как татары научили турков пить чай
اَلْمُبَاحُ: هُوَ مَا خُيِّرَ الْمُكَلَّفُ بَيْنَ فِعْلِهِ وَتَرْكِهِ
Мубах – это то, что мукалляф (половозрелый мусульманин, обладающий разумом - прим.) волен выбирать: выполнять или оставить.
وَحُكْمُهُ: أَنَّهُ لَا ثَوَابَ وَلاَ عِتَابَ عَلَى فِعْلِهِ أَوْ تَرْكِهِ
Правовое решение мубаха: это то, в чем нет ни награды, ни порицания относительно выполняющего и оставляющего.
На самом деле в истории было очень много удивительных мнений о чае. Например, известный парижский хирург А.Сен-Ароман в сочинении «О действии на здоровье и влиянии на нравственность кофе, чая и шоколада» (издана в Санкт- Петербурге в 1845 году) размышляет над тем, что чай полезен англичанам, но вреден французам.
У нашего народа чай занимает особое место. И этому есть 4 причины:
1. Напиток, стирающий классовые деления. Ибо чай пьёт и дворник, и врач и даже правитель.
2. Чай можно пить на завтрак, обед, ужин и даже перед сном. В общем, его можно пить в любое время.
3. Чай располагает к беседе. Вы и сами знаете: в беседе без чая нет удовольствия.
4. Чай можно пить везде.
Как видите, в употреблении чая нет ничего порицаемого. Главное, не тратить времени понапрасну и правильно расставлять приоритеты.
От нас старание, а помощь от Аллаха.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин