Болезни нафса и методы их лечения: убежденность в собственном спасении
Одной из болезней нафса является убежденность человека в собственном спасении от наказания Аллаха и в своем гарантированном вхождении в Рай. Человек с такой убежденностью стучит в двери спасения и вечного довольства, считая, что все его намазы, дуа, тасбихи и зикры приняты Всевышним Аллахом. Однако из-за его грехов и упущений эта дверь прочно закрыта для него, а он, несчастный, об этом даже не подозревает.
Хусейн ибн Яхья рассказал мне одну историю, которую он услышал от Масрука. В этой истории говорится о том, как однажды Раби'а аль-Адавия проходила мимо собрания, на котором Салих аль-Мурри (да помилует их всех Аллах) говорил собравшимся: «Дверь откроется тому, кто усердно стучится». Услышав эти слова, Раби'а аль-Адавия сказала Салиху:
«Дверь открыта, но ты бежишь от нее! Если ты сходишь с пути после первого шага, как же хочешь достичь своей цели?
Если раб позволяет своему нафсу бегать за похотью и порочными желаниями, сможет ли он излечить ее от болезней? Если он не может уберечься от многочисленных страстей, как же он хочет спастись от бесполезных и пустых желаний?»
Мухаммад ибн Ахмад ибн Хамдани поведал мне слова одного мудреца, которые дошли до него по цепочке от Мухаммада ибн Исхака ас-Сакафи, от Ибн Аби ад-Дунья. Эти прекрасные слова звучат следующим образом: «Пока у тебя есть недостатки (упущения), не думай, что душа твоя найдет успокоение. И пока ты несешь на себе бремя греха, никогда не будь уверен в том, что избежишь наказания и попадешь в Рай».
Средство исцеления
По мнению известного исламского ученого Сари ас-Сакати (772-867), метод лечения этой болезни заключается в следовании прямым путем, употреблении в пищу только чистых, халяльных продуктов и в устремлении к Всевышнему Аллаху посредством богобоязненности и добрых поступков.
Му'аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) сказал: «Верующий не избавится от страха (перед наказанием Аллаха) и не успокоится его сердце, пока он не перейдет через мост над Адом и не оставит его позади себя».
Уместным будет привести здесь также следующее изречение Хариса аль-Мухасиби (да помилует его Аллах): «Мы считаем себя богобоязненными и чистыми (от прегрешений). Однако, возможно, мы – грешники и нечестивцы. Как нам быть уверенными, что мы не такие? Ведь каждый день мы лишь прибавляем совершаемые нами злые поступки, высокомерие и эгоизм к грехам, совершенным нами в прошлом».
Из книги «Болезни нафса и методы их лечения»