Богатые или бедные: кто заслуживает воздаяния в ахирате?
«Аллах увеличивает удел, кому пожелает, и ограничивает [кому пожелает]. Они [неблагодарные люди] радуются [бренной] земной жизни, но земная жизнь по сравнению с вечной жизнью – это только временное благо» (Ар-Ра‘д, 26).
Сотворивший нас Всевышний Аллах предоставил нам пропитание, в котором мы нуждаемся. Господь сказал: «И пропитание каждого живого существа на земле Аллах взял на себя» (Худ, 6).
Распределяя удел каждому, Он не делал никаких различий. Милостивый говорит, что Он обеспечивает пропитанием очень многие существа, которые не в состоянии обеспечивать себя сами. Он четко доводит до нас, что и наше пропитание − от Него (Аль-Анкабут, 60).
Господь удерживает людей, предупреждая:
«И не убивайте своих детей [и не прерывайте беременность] из-за [страха] бедности, ведь Мы прокормим и вас, и их» (Аль-Ан‘ам, 151).
Наш любимый Пророк (с.а.с.) давал такие наставления по поводу полного доверия Аллаху в вопросах пропитания: «Не теряйте надежду на пропитание до тех пор, пока можете пошевелить головой, потому что ребенка мать рожает без всякой одежды, а затем Аллах дает ему удел и пропитание» (Имам Ибн Маджа, «Остережение от сомнительного», 14).
Аллах подает каждому его удел и пропитание независимо от того, верующий он или неверующий. Но, с другой стороны, Он напоминает, что только Ему известно, каков будет удел каждого. Обладатель всякого удела, Аллах сообщает, что увеличивает или ограничивает удел, кому пожелает. При этом Господь добавляет, что в этом есть знамения для верующих людей (Ар-Рум, 37).
Однако на этом месте нужно обратить внимание на одно обстоятельство. Наше безграничное доверие к Аллаху в вопросах пропитания не должно толкать нас от привычки трудиться к безделью. Здесь будет к месту вспомнить одно наставление посланника Аллаха (с.а.с.): «Если бы вы как следует доверились Аллаху и целиком положились на Него, Он дал бы вам пропитание точно так же, как дает Он пропитание птицам, которые улетают утром с пустыми желудками, а вечером возвращаются с полными» (Имам Тирмизи «Остережение от сомнительного», 33).
Для нас есть много поучительного в том, что Аллах дает щедрый или скудный удел тому, кому пожелает. Ведь с того, кто больше получает, и спрос будет больший. И, как это говорится в рассматриваемом аяте, их ожидает также опасность распущенности. Но, с другой стороны, и бедные, получившие скудный удел, могут потерять терпение и надежду на милость Аллаха. Вот это и означает, что оба обстоятельства являются испытанием. Безусловно, в обоих этих положениях заложена божественная мудрость.
Щедрость или скудость получаемого удела напрямую не связаны с верой или неверием человека. Вспомним Каруна. Когда те, кто предпочитали мирскую жизнь, видели его несметные богатства, они говорили: «Вот если бы у нас было то, что даровано Каруну!» (Аль-Касас, 79). Но когда чрезмерное богатство развратило Каруна, и он подвергся божественному наказанию, они ясно поняли, что Аллах увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. (Аль-Касас, 82).
Пусть не вводят нас в заблуждение чрезмерные богатства некоторых неверующих. Когда наш Господь предупреждает Своего Посланника (с.а.с.): «Пусть не обольщает тебя свобода действий на земле тех, кто не уверовал» (Ãли Имран, 196), в его лице Он призывает нас всех крепко стоять на ногах перед обманчивой и относительной притягательностью богатства.
Не будем забывать, что богатство, как и бедность, это тоже часть божественного испытания. Мы должны постараться доставшийся нам удел использовать так, чтобы заслужить воздаяние в ахирате, ни в коем случае не давать богатству возможности развратить нас. Или не терять нашу связь с Господом и надежду на Его милость из-за того, что нам не досталось большого богатства.
Islam-today