Ахлю Сунна – это те, кто предпочитают молчание
Имам Ахмад считал неприемлемым долгие прения и споры. Он осуждал долгие разговоры на определенную тему касательно наук, озарений и положений [людей]. Он, наоборот, отстаивал точку зрения, что достаточно сунны и преданий по этой теме. Он мотивировал к пониманию смысла слов, вместо бесконечных разговоров и праздной болтовни.
Он оставил многословие не по причине бессилия или невежественности, а из-за богобоязненности, добродетельных качеств и довольствия сунной. Ведь этого достаточно и, таким образом, это будет следование примеру сподвижников Пророка ﷺ и их последователей – праведных предшественников. Подражание их примеру приведет к правильному пути.
Предположим, что большинство имамов совершили в простых вопросах маленькие ошибки, которые не бросают тень на их руководство в качестве имама и их знания. Что-нибудь случится из-за этого? Наоборот, эти недостатки растворятся внутри их благих деяний, в их бесчисленных честных поступках, в благородстве их целей и служении религии.
Читайте также: Имам науки сунна: созерцание и трепет перед Всевышним
Занятие поиском их ошибок, особенно вмешиваться в вопросы, которые при их обнаружении не приносят пользу, даже если они являются ошибочными – это не достойное, и не благодарное дело.
Таким же образом, обращаться к знаниям, которые не приносят никакой пользы религии, отвлекают от Аллаха и занятие делами, имеющие отношение к Аллаху, отдаляют сердце от упоминания Аллаха и приводят к черствости сердец, порождают стремление к лидерству, все они являются непохвальными делами.
Ни одно из этих деяний не является похвальным. Пророк ﷺ искал прибежища у Аллаха от бесполезных знаний. В хадисе, переданном от него, сказано: «Просите у Аллаха полезных знаний, ищите прибежища у Аллаха от бесполезных знаний» [Достоверный хадис. Передали Ибн Маджа (1263/2) и другие].
В другом хадисе он сказал: «Незнание из знания» [Передали Абу Дауд в «Сунане» (303/4) и другие].
Посланнику Аллаха ﷺ не нравилось затягивать беседу, многословие и бесполезные долгие разговоры – он предпочитал краткость и сжатость слов. По этой теме было передано большое число хадисов. Однако упоминание хадисов здесь займет много места.
Таким же образом мухаддисам имаму Ахмаду, Йахье аль-Каттану, Ибн Махди и другим не нравились использовать сравнения и рациональные доводы из числа калама для ответа сторонникам нововведений (бид‘а). Они при ответе предпочитали высказывания из Книги, сунны и праведных предшественников или молчание.
Ибн Мубарак и другие говорили следующие слова: «Согласно нашему мнению, ахлю ас-Сунна – это не те, которые дают ответ сторонникам страстей. Наоборот, это те, которые предпочитают молчание».
Он упомянул это, принимая во внимание знания, которые пришли вместе с посланником Аллаха ﷺ, и то, что неприятие деяний с его предписаниями и оставаться вдалеке от знаний – это дурные дела. Ведь, кому достаточно этого, их много. А кому этого недостаточно, ему не будет достаточным и сам Аллах!
Однако следует придерживаться истины, когда она очевидна, и оставить того человека, который препирается, создает сумятицу, вызывает ненависть и занимается подстрекательством. Отталкиваясь от этих суждений, мы можем сказать следующее: «Знания имама Ахмада и имамов, которые следуют его пути – это самое внушительное, большое и огромное из знаний уммы. Этих знаний достаточно для того человека, кого Аллах наставил на истину. Если Аллах не дарует свет кому-либо, он будет лишен этого света».
Продолжение следует...
Из книги «Опровержение тем, кто не следует мазхабам»
Фото: shutterstock.com.