Абдуллах ибн Умар: «Открытый взгляд и доброе слово – признак хорошего нрава»
«Асхабе Карам» («Уважаемые Сахаба») так назвал свою книгу богослов, ученый и писатель Шагар Шараф (1877-1938). В предисловии к сборнику автор отмечает, что в нем собраны биографии и благодеяния, труды во имя Ислама и мусульманской уммы, а также примеры нравственного величия двадцати сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Книга издана в типографии «Маариф» в Казани в 1918 году.
Islam-today предлагает вниманию читателей главы из этой книги
Однажды хазрати Усман предложил Абдуллаху ибн Умару (радыйАллаху анху) занять пост кадия, на это предложение ибн Умар чистосердечно ответил: «О, эмир всех правоверных! Прошу избавить меня от этой обузы!», и не принял этого предложения. После этого все свое свободное время он посвятил распространению знаний, исламу и поклонению Всевышнему. Помимо этого интересовали торговля и предпринимательство. Однажды ему было предложено занять пост халифа, но и в этот раз он не согласился стать правителем мусульман. Он обладал большими способностями в торговле и вел эти дела в содружестве с товарищами, а кое-какие торговые сделки проводил самостоятельно. Даже во время военных походов он находил возможность заняться торговлей – приобретал товар по недорогой цене, вез его в Медину и продавал по выгодной цене.
Хазрати Ибн Умар был чрезвычайно щедр, любил принимать гостей, оказывать помощь нищим и нуждающимся, освобождать людей, которые находятся в рабстве. Во время одного из меджлисов он роздал свыше 20 тысяч подарков, а в другой раз – свыше 30 тысяч предметов. За всю свою жизнь он даровал свободу свыше тысячи рабам. Он очень трепетно относился к местам в Медине, которые были связаны с Пророком Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Свой большой дом он завещал бедным соплеменникам. Кроме того он был хорошим строителем. Когда был еще жив и здоров Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), ибн Умар своими руками построил себе дом. У него было замечательное правило раздавать в качестве пожертвований самые лучшие и дорогие вещи, в то время как большинство состоятельных людей всячески стремились избавиться от не очень привлекательных и ненужных предметов. При этом он говаривал: «Достойные люди передают в качестве милостыни только дорогие и лучшие вещи, потому что об этом имеется указание Всевышнего. Я тоже стремлюсь быть в числе таких, а потому раздаю только добротные вещи».
Хазрати Ибн Умар был простым, искренним и верным своему слову человеком, что было свойственно и его отцу. Он также ясно и четко выражал свои мысли и чувства. Для него было чуждо сомнение и нерешительность. Когда перед ним ставили какой-либо вопрос по Шариату, он давал точный и ясный ответ или говорил, что не знает ответа на этот вопрос. Его наставления и проповеди касались вопросов Корана и Хадисов. Он резко отрицательно относился к тем, кто распространял древние доисламские предания. При этом Ибн Умар говорил: «Эти рассказчики подрывают в людях веру, разрушают их душу» и требовал изгонять таких людей с позором из мечетей. Сам он был чрезвычайно набожным, получал истинное наслаждение в исполнении религиозных обрядов, а по ночам заливаясь слезами, молился и стремился не пропускать намазов. Только однажды он случайно пропустил ночной намаз и после этого долгие часы провел в молитвах.
Хазрати Ибн Умар скончался в Мекке на 73 году по хиджре в возрасте 84 лет. У него осталось пять детей. Его сын по имени Салим был самым ученым из таби’инов.
Вот некоторые изречения хазрати Абдуллаха ибн Умара: «Достоинство человека не в его богатстве, а в честности и порядочности»; «У лица, которое нарушает свое обязательство нафс является религией»; «Кто с завистью относится к вышестоящим, тот презирает подчиненных, а потому этот человек невежда»; «Слова искреннего человека доставляют слушающим его наслаждение, а сам оратор вызывает симпатию»; «Величие наступает тогда, когда человек относится к окружающим с в еликодушием, строит свою жизнь достойно и остерегается всего греховного»; «Открытый взгляд и доброе слово – признак хорошего нрава»; «Человек, обладающий совершенством в вере, остерегается от постыдных деяний, за которые последует наказание в Судный День»; «Одним из признаков щедрости заключается в том, что человек берет в дорогу лучшие яства и потчует ими своих спутников»; «Гениальный мыслитель способен охватить взором весь мир и оценить всю действительность и после этого действовать сообразно реалиям».
С книгой «Асхабе Карам» можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.