Аббяс хазрат Шляпошников: «Из водных животных дозволенной является исключительно рыба»
Фото: freeskyline/ shutterstock.com
О спорных моментах халяльности продуктов
Какие продукты можно считать халяльными? Каких сомнительных ингредиентов стоит избегать?! Какие морепродукты допустимо применять в пищу? Каковы критерии относительно молочной сыворотки и правил применения спирта в пищевой продукции?
Эти, а также другие актуальные вопросы, касающиеся халяльности продуктов по ханафитскому мазхабу, мы обсудили с председателем Комитета по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман Республики Татарстан Аббясом хазратом Шляпошниковым.
Фото: пресс-служба Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ
– Аббяс хазрат, ассаляму алейкум! Как ханафитский мазхаб трактует употребление в пищу ракообразных, и какие виды морепродуктов считаются допустимыми?
– С именем Аллаха Милостивого, Милующего. Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху. Комитет по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) в своей работе следует ханафитской правовой школе. Согласно ханафитскому мазхабу (об этом единогласно говорится во всех его книгах), из водных животных дозволенной является исключительно рыба.
Если быть точнее – все рыбообразные, которые по форме напоминают рыбу. Все остальное, что рождается и умирает в воде, является недозволенным к употреблению мусульманам ханафитского мазхаба. Более того, при обнаружении на маркировке пищевой продукции указаний о возможном наличии следов ракообразных и моллюсков мусульманину-ханафиту следует воздержаться от употребления такого продукта с намерением избежать сомнительного.
– Как рассматриваются вопросы генно-модифицированных организмов (ГМО) и их допустимость?
– В Комитете по стандарту «Халяль» ДУМ РТ функционирует полноценный шариатский отдел, который взаимодействует с научным сообществом в области пищевых технологий, медицины, ветеринарии. В частности, с КНИТУ, КГМУ, КГАВМ. Также мы обращаемся к международному опыту.
При рассмотрении шариатским отделом вопроса относительно использования ГМО-продуктов, было принято следующее решение: продукт с ГМО разрешен с точки зрения Ислама при соблюдении двух условий. Во-первых, ГМО-продукт, процесс его выращивания и информирование о наличии ГМО должны соответствовать законодательным нормам Российской Федерации. Во-вторых, источником ДНК в ГМО-продукте допускается только то животное, которое дозволено с точки зрения ислама.
Фото: Deep_Mind/ shutterstock.com
– Какие критерии применяются специалистами для определения халяльности молочной сыворотки в продуктах питания?
– Мы относимся к ней как к сыру и смотрим, какие молокосвертывающие ферменты применялись в производстве. Если ферменты имеют животное происхождение и не имеют сертификата «Халяль», мы не допускаем такую сыворотку в составе. Если будет известно, что сыворотку получили с помощью ферментов микробного происхождения, то такая сыворотка будет считаться халяльной.
– Как определяется халяльность лекарственных препаратов, косметических средств, которые могут содержать животные компоненты или алкоголь?
– Есть общий принцип – если продукт содержит сомнительные компоненты, мы обращаемся к производителю с целью выяснить происхождение этого компонента, чтобы исключить или подтвердить статус его дозволенности. Для этого запрашивается спецификация, сертификат халяль при наличии. Использование спирта допустимо при соблюдении ряда условий.
Фото: limpido/ shutterstock.com
– Является ли спирт халяльным в составе пищевой продукции? В каких случаях он запрещен?
– Как ингредиент или пищевая добавка спирт допустим только при соблюдении двух условий.
- Первое: спирт используется не с целью опьянения и не в количестве, способном опьянить;
- Второе: не должно быть ассоциации с явными грешниками (фуссак).
Приведу пример с конфетами. В качестве консерванта в них могут использовать спирт. Так как конфеты в большом количестве не способны опьянить, они не запретны. Это касается использования спирта в конфетах лишь как консерванта, а не для вкуса: как, например, в изделиях с ликером или коньяком, где акцент делается именно на алкогольной ассоциации. Такой вид конфет не будет дозволен.
Есть хадис: «Что опьяняет в большом количестве, запретно и в малом». Ханафитские ученые считают, что это касается употребления напитков именно с целью опьянеть. То есть, если человек, имея намерение достичь алкогольного опьянения, делает глоток спиртного, это уже будет считаться харамом, потому что любой алкогольный напиток, употребленный с явной целью опьянения, – харам и в большом, и в малом количествах (как передается от имама Абу Юсуфа в разъяснении этого хадиса). Следовательно – любой напиток, который подразумевает употребление внутрь с целью опьянения – является запретным.
Ришат Хасанов для газеты «Мөселманнар»