Сура Корана, в которой содержится полное описание Судного дня
Описание Судного дня в суре «аль-Кияма»
Одной из самых ярко описанных в Коране событий является Судный день. Всевышний Аллах уделил этому дню особое внимание, ведь что бы ни делали люди в этом бренном мире, они делают это для Последнего дня. Ничто из слов и поступков людей не остается забытым, все записывается, чтобы быть представленным им.
О важности и величии этой темы говорит тот факт, что несколько сур в Коране названы именами Судного дня. К ним относятся суры «аль-Кари'а» («Поражающее»), «аль-Хакка» («Неминуемое») и «аль-Кияма» («Воскресение»).
Срок наступления Дня воскресения
Издеваясь и желая поставить в тупик Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), многобожники спрашивали его: «Когда же наступит тот день, о котором ты нам рассказываешь?» Ответ на этот вопрос ниспосылался в разных сурах. Суть ответа заключается в том, что никто, даже приближенные ангелы, не знают о времени наступления Судного дня: «Они спрашивают тебя о Часе: «Когда он наступит?» Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он настанет внезапно» («аль-А'раф», 187).
В суре «аль-Кияма» Аллах отвечает на вопрос о наступлении Судного дня немного по-иному: «Когда взор будет ошеломлен, луна затмится, а солнце и луна сойдутся» («аль-Кияма», 7-9). То есть, Он не сообщает о точном времени наступления, но рассказывает о том, какие события произойдут в тот день, и что тогда случится с человеком.
Великие ученые Катада и Мукатиль (да помилует их Аллах), комментируя эти аяты, сказали: «Когда человек увидит все те удивительные и ужасные вещи, которые он отрицал в земной жизни, его глаза широко раскроются и перестанут мигать». Луна же в тот день лишится своего света, а затем сойдется с солнцем. Кроме всего этого, в тот день произойдет множество других событий и ужасающих явлений. Сведения об этом следует искать в других сурах Корана.
Нет убежища для нечестивцев
Всевышний сообщает нам, что главное не то, когда наступит День Суда, а то, как готовится к нему человек: «В тот день человек скажет: «Куда бежать?» О, нет! Не будет убежища! В тот день возвращение будет к твоему Господу. В тот день человеку возвестят о том, что он совершил заранее и что оставил после себя» («аль-Кияма», 10-13).
Люди в ужасе от всего происходящего и от неминуемого наказания будут искать место, куда можно было бы спрятаться. Однако такого места там не будет. Убежище в тот день можно будет найти только у Аллаха, а для нечестивцев и неверных Аллах не предоставит его.
Разница между верующими и неверными
В тот день верующих от неверующих можно будет отличить даже по их лицам. Лица праведных людей будут светлы и радостны, так как расчет их будет легким, и они убедятся в том, что их ожидает награда у их Господа. Еще большую радость они обретут тогда, когда им будет позволено лицезреть Всевышнего Аллаха без какой-либо завесы: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа».
Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) относительно этих аятов говорил: «Многие верующие будут смотреть на своего Господа без завесы». Наиболее счастливые люди затем в Раю смогут смотреть на Всевышнего утром и вечером, как об этом говорится в хадисе: «Самые низкие по рангу обитатели Рая – это те, кто взирает на свои владения протяженностью в тысячу лет хода, которые состоят из садов, супруг, райских благ, прислужников и райских лож. Самые же почетные у Аллаха обитатели Рая – это те, кто утром и вечером взирают на Аллаха».
Что касается неверующих людей, то их лица от скорби и ужаса будут омрачены: «Другие же лица в тот день будут омрачены. Они убедятся в том, что их поразит беда» («аль-Кияма», 24-25).