Милостыня, которая может вызвать гнев Аллаха
Поклонение, что выполняется без соблюдения адабов и суннатов, может не принести награду человеку или может даже привести его к греху. У каждого вида поклонения есть свои адабы, есть они и у закята и добровольных пожертвований. О некоторых из них стоит поговорить подробнее:
1. Искренность и стремление к довольству Всевышнего.
Основой всех дел является намерение, а главной причиной принятия поклонения – искреннее намерение человека совершить его ради Аллаха. Отсутствие правильного намерения, показушность и бахвальство уничтожают благодеяния, какими большими они бы ни были. Кроме того, последствия показухи могут быть весьма печальными в День суда, ведь человек, который в тот день будет сильно нуждаться в праведных поступках, за выставление своих дел напоказ вместо награды получит наказание. Об этом ясно говориться в хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
«В Судный день приведут человека, которому Аллах даровал обширный удел и которого наделил разными видами богатств, и Аллах напомнит ему о Своих благодеяниях, и он признает их, а потом Аллах спросит: «И что же ты сделал в благодарность за них?» Он ответит: «Ради Тебя не упускал я ни одной возможности потратить деньги так, как это угодно Тебе». Аллах скажет: «Ты лжёшь, ибо ты делал это только для того, чтобы люди говорили: «Он щедрый!», — и они говорили так», — после чего относительно этого человека будет отдано соответствующее повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в Ад» (Муслим, Ан-Насаи).
Можно ли давать закят немусульманам?
2. Скрытое и открытое подаяние.
О достоинстве скрытого пожертвования есть многочисленные хадисы посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). В одном из них Пророк (мир ему) сообщил нам, что в День Суда человека, давшего подаяние так, что его левая рука не видела, как дает правая, Всевышний возьмет под Свою тень. Однако и открытое пожертвование может принести большую награду, а в некоторых случаях может быть даже более полезным, нежели скрытое подаяние, особенно если человек хочет подать другим благой пример.
Некоторые ученые ислама говорили, что добровольное подаяние лучше давать скрыто, а предписанный закят – открыто, на виду у людей. Так люди не будут думать о богатом человеке, что он скуп и не выплачивает обязательный налог, а также это подтолкнет других богатых людей выплачивать закят со своего имущества.
3. Отказ от попреков.
Всевышний Аллах изрек:
«О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день» (аль-Бакара, 264).
В свою очередь посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) относительно попреков сказал:
«Не войдут в Рай те, которые попрекают из-за своих подаяний». В другом же хадисе пророк говорит: «Всевышний Аллах в Судный день не обратит внимание на троих: на детей, не послушных родителям, на пристрастившегося к спиртному и попрекающего из-за своих подаяний».
Суфьян ас-Саури (да помилует его Аллах) сказал: «Попрек – это напоминать людям о своих подаяниях (пусть даже без негатива)».
Правда ли, что самая лучшая садака – это та, которая дана родственникам?
Islam-Today