Древнее исламское искусство, которое хранят 20 последних мастеров
За плотным занавесом, сооружённым из разноцветных лоскутов, Экрами Аль Фарук начинает мастерить новое одеяло. Он надеется продать готовый продукт сразу после последних штрихов, желательно сегодня же. Но от отца мужчина узнаёт, что хаямии – достаточно трудоёмкий и кропотливый процесс.
Нет ничего необычного в том, что на создание всего лишь одного образца этого древнеегипетского искусства – декоративной аппликационной ткани – уходят в лучшем случае недели. Терпеливые ремесленники, такие как 44-летний Аль Фарук, который начал шить в возрасте 12 лет, годами тренируются, чтобы овладеть всеми тонкостями шитья.
Поколения ремесленников хаямии, таких как Аль Фарук, занимаются своим ремеслом в этом пыльном переулке среди тихой полосы магазинов в Каире, затерянных среди величественных мечетей и древних мавзолеев с минаретами, уже много лет.
Шариа Хаямия – именно такое название в народе получила эта улочка в честь первоначального назначения этого вида искусства: украшения палаток. Как и многие другие виды искусства, хайямии трансформировался на протяжении многих лет. В наши дни яркие одеяла и наволочки на подушки развешаны по всему переулку, что делает его более красочным.
Некоторые считают, что искусство хаямии восходит ещё ко временам фараонов. Однако сегодня оно выглядит несколько иначе, в том числе и денежная составляющая процесса, то есть продажи. И это связано не только с тем, что в мире осталось около 20 профессионалов, владеющих техникой хаямии, но и с модернизацией и информатизацией окружающего мира.
Туризм на улице палаточников, как и в большей части Египта, резко снизился после революции в январе 2011 года. В то время как протестующие толпились в центре Каира, посольства призывали путешественников временно отказаться от поездок в Египет. Рынок, тогда шумный, неожиданно затих. Те, кто отваживался на поездку в Египет, избегали хаотичного, таящего в себе неизведанные опасности лабиринта старого Каира, предпочитая вместо этого посещать тщательно охраняемых Великого Сфинкса или Великую Пирамиду Гизы.
Для такого вида искусства, как хаямии, отсутствие потока туристов словно похоронный марш. Но это лишь одна из проблем, с которыми сегодня сталкивается это искусство. Другая причина – восприятие стиля как чего-то архаичного, особенно среди молодых египтян. Многие местные жители, в том числе те, кто, возможно, когда-то сам занимался хаямией, считают традиционный текстиль устаревшим.
Северин Эванно, которая собирает и продаёт изделия, выполненные в стиле хаямии, через свой интернет-магазин и магазин Etsy, Couleurs du Nil, говорит, что сегодня дети не хотят идти по ремесленным стопам своих отцов: «Молодые люди недостаточно терпеливы, чтобы научиться этой кропотливой работе. Они предпочитают ездить на такси или Uber. У них нет времени учиться шитью».
Как происходит процесс рождения образца древнего египетского искусства? Сначала ремесленники делают набросок на бумаге, затем проделывают крошечные отверстия вдоль контура бумаги и используют сажу или порошок, чтобы создать тонкую дорожную карту строчки на холсте. И только после всех этих подготовительных процессов можно начинать сшивать детали вручную. На создание одного предмета уходит до нескольких недель.
«Трудность создания хаямии заключается в терпении, концентрации и мастерстве», - говорит Аль Фарук. И ещё в способности к многозадачности. Ремесленники хаямии, которые работают в тесных задних каморках своих магазинов, как правило, украшают витрины своими работами, чтобы продемонстрировать потенциальному покупателю качество.
В результате многочасовой работы специалиста получается нечто совершенно уникальное и неповторимое – сплав цвета и художественной детализации, не похожий ни на один другой вид искусства.
Между ремесленниками существует особая связь. Но, конечно, это не исключает соперничества. Как владельцы бизнеса, ремесленники хаямии, как правило, стремятся продать как можно больше готовых изделий, но также стараются внедрять инновационные технологии, особенно во время простоя.
Помимо внутреннего соперничества, кипящего внутри общины творческого сообщества, последние 20 ремесленников пытаются ещё активно противостоять внешней конкуренции. Так, к примеру, в последнее время стали часто появляться точные копии, которые вызывают больший спрос среди покупателей в силу своей низкой стоимости (25 долларов против 200 долларов за оригинальный хаямии). Для преемников и хранителей древнего изобразительного искусства подделка работ в стиле хаямии сродни подделке документов. Но, как считают некоторые специалисты, точные копии играют свою роль в сохранении традиции: «Лоскутное одеяло хаямии похоже на картину, а ткань – на фотографию этой же картины. Это не одно и то же, они не предназначены для одного и того же использования или для одного и того же потребителя».
Некоторые ворчат, что такой подход сильно трансформирует традиционное назначение хаямии как искусства, обедняет его. Но исследователи утверждают, что здесь всё гораздо проще – одежда и шторы просто «меняют цель, чтобы быть актуальной и востребованной».
Релевантность – это ключ к выживанию хаямии. И ничто так не актуально сегодня, как интернет. Традиционные ремесленники теперь сотрудничают с египетскими владельцами магазинов Etsy, чтобы увеличить поток клиентов. «У каждого владельца магазина есть какой-то партнёр, работающий над розничной продажей хаямии», - делится Альшима Мустафа, который продаёт работы Аль-Фарука в своём магазине Kufic Khayamiya Etsy.
Время покажет, выживет ли древнее египетское мастерство с помощью цифры. Но тот факт, что искусство хаямии доступно по всему миру, не может не радовать.
Тех же, кто едет в Египет не только за пирамидами и Сфинксом, улица палаточников ждёт их, прямо там, где она всегда была, живая, со своей харизмой и элементами хаямии.
Ильмира Гафиятуллина