5 условий для принятия покаяния
Факих передал от Джабира бин 'Абдуллы (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я слышал, как По-сланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Среди того, что было дано Аллахом Мусе (мир ему), было десять назиданий:
- во-первых, о Муса, не придавай Мне никаких сотоварищей. Поистине, Я сказал, что лица тех, кто поклонялся другим наряду с Аллахом, будут прожжены пламенем ада.
- Благодари Меня и своих родителей. Я сохраню тебя от бедствий, и разглажу из твоей памяти эти бедствия. Я сделаю твою жизнь красивой и переведу тебя из настоящей жизни в лучшую.
- Не убивай того, кого Я запретил убивать. Если ты убьешь человека, которого Я запретил убивать, то небо и земля будут узкими перед тобой. Из-за Моего гнева ты войдешь в ад.
- Не давай клятву Моим именем, когда ты лжешь или совершаешь грех. Ибо того, кто не делает Меня чистым и не возвеличивает Мои имена, Я тоже не очищу.
- Не завидуй тем, кому Я даровал блага из Своей милости. Ибо завистник враг Моего блага, и он гневающийся на Мое пропитание, которое Я разделил между Своими рабами. Если человек не живет по Моим законам, то Я не от него и он не от Меня.
- Не свидетельствуй о том, чего не слышал. Ибо в Судный день Я постигну свидетельство свидетельствующих.
- Не совершай зина с соседкой. Если ты совершишь это деяние, то Я отверну от тебя Свой лик и закрою от тебя двери небес.
- Желай для людей то же, что желаешь и для себя.
- Не закалывай животное, не произнеся Мое имя, ибо Я не люблю то, что сделано без Моего имени, а люблю только то, что сделано ради Меня.
- Освободись в субботу только для поклонения ради Моего довольства. Освободи в субботу всю свою семью».
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах для Мусы (мир ему) сделал праздником субботу, а для нас пятницу».
Мухаммад бин Ка'б Курази передал, что Посланник Аллаха (мир ему) поднялся на минбар и, сжав правую ладонь в кулак, сказал: «Есть такая книга Аллаха, в которую Всевышний Аллах записал имена обитателей рая. То, что написано там, не увеличится и не уменьшится».
Затем, сжав левую ладонь в кулак, сказал: «Есть такая книга Аллаха, в которую Всевышний Аллах записал имена обитателей ада. То, что написано там, не увеличится и не уменьшится. Счастливые, то есть обитатели рая, будут совершать деяния обитателей ада, так что также их назовут обитателями ада. Но Всевышний Аллах Своим божественным предопределением спасёт их от несчастья до смерти, хотя до неё останутся считанные секунды.
Несчастные, то есть некоторые из обитателей ада будут совершать деяния обитателей рая, так что даже их назовут обитателями рая. Но Всевышний Аллах переведет их из числа обитателей рая в число несчастливых до смерти, хотя до неё останутся считанные секунды. Счастлив тот, кто счастлив в божественном предопределении. Несчастлив тот, кто несчастлив в божественном предопределении. Деяния оцениваются по конечному результату».
Фудалата бин 'Убайд передал, что, поистине, Пророк (мир ему) в последнем хадже сказал своим сахабам: «Не сказать ли вам, кто является верующим? От него люди будут в безопасности касательно своей души и имущества. Мусульманин - это тот, от языка и руки которого людям нет вреда. Муджахед (борец) - это тот, кто борется со своим нафсом (страстями, прихотями), подчиняясь. Аллаху. Мухаджир (переселившийся) - это тот, кто бросил грехи и ошибки».
Абу Дарда сказал: «Поклоняйтесь Аллаху Всевышнему так, как будто видите Его. Знайте, поистине, маленькое имущество, которого хватает для вашей потребности, лучше, чем много имущества, которое приводит к забвению Аллаха. Знайте, поистине, благое деяние - не исчезнет, греховное деяние - не забудется».
Ибн 'Умар (да будет доволен им Аллах) передал, что, поистине, Пророк (с.г.в.) сказал: «Поистине, благодеяние не исчезнет, а злодеяние не забудется. Наказывающий, то есть Всевышний Аллах, бессмертен. Будь таким, каким хочешь быть, как поступишь ты, так и поступят с тобой».
Факих (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Смысл слов «Кама тадину тудан» («как поступишь ты, так и поступать с тобой») заключается в следующем: если ты совершишь благое дело, то тебе за это будет награда. Если же ты совершишь злодеяние, то в Судный день за этот грех ты будешь наказан сильным наказанием.
Всевышний Аллах сказал, что ваши благодеяния и злодеяния для вас самих, то есть, поистине, Аллах Та'аля никого не притесняет и нисколько не уменьшает награды человека. Он не наказывает безгрешного. Поистине, Всевышний Аллах показал прямой путь, послал благонравного и призывающего к добру посланника для своего уммы (общины). Он известил о пути, ведущем в рай и о пути, ведущем в ад.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал от Пророка (мир ему), поистине, он сказал: «Я и вы подобны человеку, который зажег огонь. К этому огню прилетают бабочки и падают в этот огонь. Я стараюсь препятствовать вам падать в огонь, то есть запрещаю вам совершать грехи. Ибо грехи бросают грешника в огонь».
Покаяние Адама (мир ему) было принято благодаря пяти вещам.
Во-первых, Адам (мир ему) признал свой грех.
Во-вторых, сожалел об этом грехе.
В-третьих, упрекал самого себя.
В-четвертых, поторопил покаяние, и в-пятых, не обрывал надежду на милость Аллаха.
Покаяние Иблиса не было принято, потому что он не признал свой грех, не сожалел о своем грехе, не упрекал самого себя, не поторопил покаяние и оборвал надежду на милость Всевышнего Аллаха.
Кто будет в таком же состоянии, в каком был Адам (мир ему), у того покаяние будет принято Аллахом. Кто будет в состоянии Иблиса, покаяние не будет принятым.
Передано от Ибрахима бин Адхама, он сказал: «Подчиняясь Аллаху Та'аля, войти в ад для меня лучше, чем войти в рай, совершая грехи». Смысл этих слов заключается в следующем: если он войдет в рай, имея грехи, то у него останется стыд перед Аллахом за грех. Если он войдет в ад, будучи подчиняющимся Аллаху, то Ибрахиму бин Адхаму не будет стыдно перед Аллахом и у него будет надежда выйти из огня ада».
Передано от Малика бин Динара: «Однажды, когда был сильный холод Малик бин Динар прошел мимо человека по имени 'Утба. На нем была старая, плохая одежда. 'Утба был погружен в думы, так что даже вспотел его лоб. Малик сказал ему: «Что остановило тебя?». Он сказал: «О мой наставник, это место, где я совершил грех по отношению к Аллаху», то есть 'Утба размышлял о своем грехе. И из-за стыда перед Аллахом вспотел его лоб.
Махкуль сказал: «Кто лег на свою перину, не подумав о совершенных делах в этот день, тот не человек. Если он совершил благодеяние, то воздаст хвалу Аллаху. Если он совершил грех, то попросит прощение у Аллаха. Если он ляжет на свою перину и не подумает о деяниях, которые совершил днём, и не сделает самоотчет, то он будет подобен неожиданно разорившемуся торговцу».
Из книги "Танбихуль гафилин"