1000 и один хадис: что значит «Аллах нисходит на нижнее небо»?
Сунна пророка Мухаммада ﷺ является вторым по важности после Досточтимого Корана источником ислама – его вероучения, законов, нравственных норм.
Представляем вниманию читателя цикл хадисов из книги «Зубдатуль-Бухари». Мы надеемся, что она станет вехой в знакомстве мусульман с сунной, укрепит нашу любовь к посланнику Аллаха ﷺ, интерес к изучению его хадисов и к его наследию в целом.
1000 и один хадис: что делает шайтан, когда человек спит?
От ‘Али ибн Абу Талиба: «Однажды ночью посланник Аллаха ﷺ пришел к нам домой и, разбудив меня и свою дочь Фатиму, спросил: «Разве вы не совершаете тахаджжуд намаз?»
Я ответил: «О, посланник Аллаха, наши души во власти Аллаха, и если Он пожелает разбудить нас, то разбудит».
После этого Пророк ушел, читая про себя следующий аят: «Но человек больше всего любит спорить» (Аль-Кяхф, 54).
От Мугиры ибн Шу‘бы: «Обычно во время ночных намазов Пророк ﷺ стоял так долго, что его ступни или ноги опухали, а когда его спрашивали об этом, он отвечал: «Разве не следует мне быть благодарным рабом Аллаха?»
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса: «Самым любимым (добровольным) намазом для Аллаха является намаз Дауда, мир ему, и самым любимым (добровольным) постом для Аллаха является пост Дауда, который всегда спал половину ночи, потом молился треть ее, а потом спал шестую часть ночи. Постился же он через день».
От ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда: «Однажды в присутствии Пророка ﷺ кто-то упомянул какого-то человека и сказал: «Он продолжал спать, пока не проснулся утром, так и не встав на намаз».
В ответ на это Пророк ﷺ сказал: «Шайтан помочился ему в ухо!»
От Абу Хурайры: «С наступлением последней трети каждой ночи наш Всеблагой и Всевышний Господь нисходит на нижнее небо, говоря: «Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня о чем-нибудь, чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?»
Примечание: Это «нисхождение» нельзя понимать буквально как перемещение сверху вниз в пространстве, поскольку Всевышний Аллах не является физическим телом и не находится в пространстве. Ранние ученые отказывались от толкования этого в отношении Аллаха.
«У аль-Ауза‘и, Малика, Суфьяна ас-Саури и Лейса ибн Са‘да спрашивали об этих хадисах, в которых содержится уподобление [при буквальном понимании], на что они отвечали: «Воспринимайте их так, как они пришли, без придания образа [Аллаху]» (Байхаки, «Сунан аль-кубра», 3/3).
Другие ученые привели толкование «нисхождения». Имам ан-Навави приводит два:
1. Толкование Малика ибн Анаса и других: «Нисходят Его милость, Его повеление и Его ангелы».
2. Понимается как принятие просьб просящих и проявления к ним милости. «Шарх Сахих Муслим» (6/54)
Автор: Islam Today