1000 и один хадис: «Аллах любит чихание и не любит зевоту»
Фото: djoronimo / elements.envato.com.
Сунна пророка Мухаммада ﷺ является вторым по важности после Досточтимого Корана источником ислама – его вероучения, законов, нравственных норм. Представляем вниманию читателя цикл хадисов из книги «Зубдатуль-Бухари».
Мы надеемся, что она станет вехой в знакомстве мусульман с сунной, укрепит нашу любовь к посланнику Аллаха ﷺ, интерес к изучению его хадисов и к его наследию в целом.
1000 и один хадис: «Какое проявление ислама – лучшее?»
От Абу Хурайры: «Поистине, Аллах любит чихание и не любит зевоту, и если кто-нибудь из вас чихнет и воздаст хвалу Аллаху, каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать чихнувшему: «Да помилует тебя Аллах (Ярхамукяллах)».
Зевота же – от шайтана, и если кому-нибудь из вас захочется зевнуть, пусть он подавляет зевоту, пока может, потому что шайтан смеется над тем из вас, кто зевает, не прикрывая рта рукой».
От Анаса ибн Малика: «Однажды два человека чихнули в присутствии Пророка ﷺ, и одному он сказал: «Да помилует тебя Аллах – Ярхамукяллах». Другому же он этого не сказал, а когда его спросили о причине этого, Пророк ﷺ ответил: «Этот воздал хвалу Аллаху (сказал: «Альхамдулиллях» - прим.), чихнув, а тот не воздал Аллаху хвалу».
От Абу Хурайры: «В Судный день наиболее непристойным пред Аллахом будет имя того человека, который называл себя царем царей».
От Анаса: «Однажды, когда Умм Суляйм (мать Анаса) ехала с другими женщинами на верблюдах вместе с грузом, а раб Пророка ﷺ по имени Анджаш гнал верблюдов слишком быстро, Пророк ﷺ сказал ему: «О Анджаш, помедленнее, ведь те, кого ты погоняешь, везут хрустальные вазы! («каварир» – так называли и женщин, имея в виду, что с ними нужно обращаться помягче» - прим.).
От Ибн ‘Умара: «В Судный день рядом с каждым предателем установят знамя и скажут: «Это – предательство такого-то, сына
такого-то».
От Абу Хурайры: «Не называйте виноград «карм», поскольку «карм» – это только сердце верующего471».
Прим.: В других хадисах и комментариях к ним пишется, что запрет называть виноград, из которого делают вино, словом «карм» связан с тем, что это слово образовано от слова «карам» – щедрость. В эпоху до ислама арабы считали, что употребление вина придает сердцу пьющего щедрость или же благородство (карам), тогда как ислам связывает все достойные качества людей с тем, что это Аллах почтил (акрама) человека. Поскольку все эти слова являются
однокоренными, это может вызывать нежелательные ассоциации. Поэтому Пророк ﷺ говорит тем самым, что благородство сердца верующего не должно иметь ничего общего с запретным напитком.
Таким образом, слова Пророка ﷺ: «Карм – это мусульманин». И его слова: «Карм – это только сердце верующего» – означают, что щедрость свойственна мусульманину, и она не имеет никакого отношения к вину или винограду.
Из книги «Зубдатуль-Бухари»