Татары-мусульмане Астрахани: уникальный исторический обзор
Когда появились татары в Астрахани? Как здесь строилось татаро-мусульманское общественное движение? Ответы на эти вопросы нашли отражение в многолетней работе доктора исторических наук Марины Имашевой. При подготовке своей книги «Татарское общественное движение в Астрахани в конце XIX – начале XX веков», благодаря многочисленным архивным данным, она смогла детально описать события, происходившие в Астрахани – одном из центров татарской культуры, татарского мусульманского движения Российской империи. По словам автора, ранее подобных комплексных исследований не было.
«Главная цель, которую я ставила перед собой, – показать связь локального астраханского движения с общероссийским, – подчеркнула в ходе презентации книги Имашева. – Ни одна городская мусульманская община не существовала сама по себе. Это был целый мир, который связывал единое идейное пространство периодической печати, обширные культурные, экономические, научные и политические связи».
В книге детально рассматривается история общественного татарского движения в одном из регионов со значительным мусульманским населением – Астраханской губернии в конце XIX – начале XX вв., в период активизации и институализации общественного мусульманского движения в Российской империи.
В работе изучено: участие локальной татарской общины в общественно-политических процессах регионального и общегосударственного масштаба; формирование и практическая деятельность национальных культурно-просветительских и благотворительных организаций; развитие национальной системы образования, периодической печати, театра и др. Работа основана на широком круге архивных источников.
По словам заведующего отделом новой истории Института истории имени Ш.Марджани АН РТ Ильдуса Загидуллина, книга «Татарское общественное движение в Астрахани в конце XIX – начале XX веков» представляет собой очень познавательный научный труд, в котором рассказывается о существовании и бурном функционировании обширного мусульманского пространства, которое долгое время было заполнено лишь татарскими религиозными книгами.
«Новое мощное татаро-мусульманское сообщество постепенно обрастало множеством экономических и политических связей, – отметил Загидуллин. – В том числе речь шла о единой правовой системе, которая затрагивала имущественные и брачные вопросы. Между прочим, закон признавал все нормы шариата. Есть один очень интересный факт – именно в конце XIX века в Астрахани появляется общество по оказанию помощи бедным мусульманам, что являлось важным критерием трансформации общины в общество».
Примечательно, что тематика и название книги выбраны неслучайно: в последнее время всё большую популярность набирают процессы и исследования, связанные с поиском этнической идентичности.
«Что касается Астрахани, то это уникальный регион. Миграционные процессы здесь не останавливаются и по сей день, одна волна сменяет другую. Ни один из проживающих на этой территории сегодня народов назвать коренным нельзя. Все народы, фактически, мигранты, просто кто-то приехал раньше, а кто-то позже», – резюмировала Марина Имашева.
Из истории ислама в Астрахани
Исторически сложилось, что ислам является одной из традиционных религий в Астраханском крае. Если обратиться к архивным данным, то можно узнать, что проникновение ислама на территорию Нижнего Поволжья началось ещё в VIII в., в эпоху существования Хазарского каганата. После падения каганата, в XI-XII вв. в дельте Волги формируется этнокультурная общность, известная из русских летописей как саксины.
Большинство мусульманского населения того времени составляли сунниты ханафитского мазхаба. Буквально век спустя вся территория Нижнего Поволжья вошла в состав одного из улусов обширной монгольской империи, известного как Улус Джучи или Золотая Орда.
Потребовалось несколько десятков лет, чтобы ислам стал официальной религией нового государства. Историки уверены, что принятие ислама было обусловлено принадлежностью улуса к определённому культурному региону, где у ислама имелся приоритет. Были и внешнеполитические предпосылки: сближение с мусульманским Египтом на почве совместной борьбы с Улусом Хулагу.
Так, первыми ханами-мусульманами стали Берке (1258 – 1266 гг.) и Туда-Менгу (1281-1287 гг.). Они приняли ислам, но ещё не решались вводить его в качестве единственной религии для своих подданных. Однако в годы их правления мусульмане, пользующиеся покровительством властей, получали доступ в правительственные учреждения, разворачивали миссионерскую деятельность, часть монгольской аристократии начала переходить в ислам. Принятие ислама в качестве государственной религии произошло при Узбеке (1312-1342 гг.).
В XV в. Золотая Орда распалась на ряд мусульманских государств, одним из которых было Астраханское ханство. Ислам, несмотря на то, что подавляющее большинство населения было христианами, играл важную роль в жизни людей. В городе уже в XVII в., по свидетельству Эвлия Челеби, было 7 мечетей. Свои мечети имели персы, узбеки, агрыжанские татары. При мечетях существовали служители культа – муллы, муэдзины, казыи и др.
Все мусульманские приходы Астраханской губернии находились в подчинении Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, учреждённого по указу Екатерины II от 22 сентября 1788 г.
Автор: Ильмира Гафиятуллина