Шариатское решение относительно восстания против правителя
Представляем вашему вниманию фетву президента союза улемов Шама Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты:
«Наши братья, к которым я хочу сейчас обратиться, и они действительно наши братья, и клянусь Аллахом, я испытываю к ним сострадание больше, нежели порицаю их.
Посланник Аллаха (ﷺ) говорит: «Каким бы ни был правитель притесняющим, грешным, отклонившимся, является обязательным повиновение ему и не разрешается выходить против него, кроме как, если мы увидим явное неверие».
Пророк (ﷺ) в одном длинном хадисе говорит: «После меня будут правители, сердца которых – это сердца шайтанов в теле человека, они не будут следовать моему руководству, не будут поступать согласно моей Сунне».
Хузайфа спросил: «Что нам делать, если мы застанем их?». Пророк (ﷺ) ответил: «Вы должен будешь слушать и повиноваться, даже если он тебя наказывает и забирает твое имущество, вы должен будешь слушать и повиноваться, пока не увидите явного неверия».
Это слова Посланника Аллаха (ﷺ), и подобного рода хадисов много.
Что касается выхода против правителя, у которого мы не видим проявлений неверия, напротив, видим проявления религиозности и веры. Некоторые люди преподносят нам это, говоря, что в этом вопросе богословы высказали разные мнения. Нет! Клянусь Аллахом, в этом вопросе нет разногласия среди ученых. Вся мусульманская община сошлась на мнении, и я процитирую вам слова одного из многочисленных имамов, передавших, что в этом вопросе есть единогласное мнение богословов (иджма), а именно, слова известного имама ан-Навави. Имам ан-Навави сказал: «Что касается того, чтобы выходить против правителей, являющихся мусульманами, сражаться с ними, то это является запретным, по единогласному мнению всех мусульман, даже если они открыто совершают грехи и притесняют, и на это очевидно указывают хадисы».
Шариатская норма относительно свержения правителя мирным способом
«Вы знаете, что Всевышний Аллах запретил мусульманам высказывать оскорбления в адрес идолов, хотя в основе данное деяние является дозволенным, оскорбительно выражаться в адрес идолов является дозволенным деянием (более того, унижение куфра - это ибадат - прим. Islam-today.ru). Однако Всевышний Аллах запретил его, когда оно становится причиной оскорблений многобожников в адрес Всевышнего Аллаха.
В Коране говорится: «Не поносите тех, кого они призывают помимо Аллаха, а то они станут поносить Аллаха из вражды без всякого знания». Сура – «Скот», аят 108. Мусульманские богословы вывели из этого принцип «Предотвращение греха». Если человек знает или практически уверен, что начатое им дело приведет к запретному, то это дает нам понять, осознать, что самым явным проявлением данного правила являются события, которые сегодня происходят.
События, которые на первый взгляд казались законными, большинство людей начало совершать их с хорошим намерением, искренно, но потом стало ясным, что то, что казалось законным, является лишь промежуточным этапом к чему-то очень плохому, которое являлось чьим-то злым планом, приведшим к выполнению другого плана, в результате которого пролилось большое количество крови».