Совместить несовместимое: ислам в Таиланде
Таиланд… Это удивительная страна. Райские острова, белоснежные пляжи, фантастические храмы, уникальная архитектура, древняя культура и невероятные гастрономические шедевры. Это единственная страна в мире, где король является покровителем всех религий, согласно Конституции он должен быть буддистом. Казалось бы, при чем тут ислам? В стране, где абсолютное большинство (95%) – буддисты. 4,6% исповедуют мусульманство, 0,75% считают себя христианами, в большинстве своем католиками. В стране есть также небольшая еврейская коммуна. Но мы расскажем вам о том, как на эту отдаленную землю пришел ислам.
Многим людям, живущим за пределами Таиланда, кажется, что эта страна однообразного общества, но на деле это не так. Жизнь там очень бурная и насыщенная. Известно, что большинство жителей Таиланда исповедуют буддизм, также есть христиане, индусы, евреи, сикхи, есть и мусульмане.
Ислам здесь распространен неравномерно. По общему количеству верующих это всего лишь около 7% от общей численности населения Таиланда. Исключение составляет Южный Таиланд. Так, в провинции Наратхиват ислам исповедует 82% населения. Ислам являлся господствующий религией на территории аннексированного Таиландом султаната Паттани. В четырех провинциях Таиланда – Наратхиват, Яла, Паттани и Сатун – мусульмане (малайцы) составляют большинство населения.
В настоящее время по всей стране активно строятся мечети (с 2000 года их стало более 2000 в 38 провинциях), открываются новые медресе. На это повлияло значительное увеличение последователей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Рост интереса к исламу связан с тем, что он обеспечивает социальное равенство и упраздняет кастовое деление общества; в медресе можно получить бесплатное образование, как среднее, так и высшее; желание протеста против политики государства, в частности, против развития в стране секс-туризма.
Отрицательное отношение к исламу формируется в Таиланде по большей части из-за определенного уровня экстремизма, который выражается в сериях террористических акций на улицах городов и в столице государства, а также сепаратизма и напряженности, существующих на юге Таиланда.
Несмотря на это, тяжело не заметить распространение ислама по всей стране.
Мусульмане юга часто называют себя «малайскими мусульманами». Остальные мусульмане Таиланда называют себя просто «тайские исламисты», идентифицируя, прежде всего, национальную принадлежность. Мусульманское население страны составляет около 5 миллионов человек. 44% всех мусульман обитают именно на юге Таиланда.
Существуют различия в мусульманских религиозных сообществах Таиланда. Большинство тайских мусульман относятся к суннитам, но есть еще значительная группа шиитов. Многие сунниты перешли в ряды шиитов после исламской революции в Иране в 1979 году. Также существует часть тайцев, перешедшая в ислам после брака или просто после смены религиозных воззрений. У тайских суннитов есть две основные школы – Ханафи и Шафии. Шафи – в большинстве и представляют в основном малайскую этническую группу. Ханафитский мазхаб распространен среди китайских и индийских мусульман. Есть также и последователи салафизма, которые называются в Таиланде kaum muda (малайцы) или khana mai (тайцы) и предпочитают следовать наиболее пуританским основам религии в ритуальной и повседневной практике. Это движение распространилось около 80 лет назад по всей стране за исключением крайнего юга.
Стоит отметить, что малайские мусульмане крайнего юга придают большое значение школам, в которых укрепляется и распространяется малайская община, в религиозном и языковом смысле. Эти люди очень чувствительны к попыткам преобразовать школы «pondok» в традиционные институты с современным образованием. Они также выступают в поддержку «Исламских частных школ», которые зарегистрированы в министерстве образования и несут смешанное религиозное и современное образование. В центре и на севере страны специализированных мусульманских школ мало и люди выезжают за границу, чтобы получить чисто мусульманское образование.
Практикуется обучение детей в медресе при мечетях. Там могут получать знания около 300 детей разных возрастов, от 2 лет и старше. Стоимость обучения 100 бат в месяц. Цена поставлена так, чтобы каждый мог дать образование своему ребенку. Каждый год мечеть выделяет деньги малоимущим семьям на образование, одежду и маленьким мальчикам делают бесплатное обрезание.
В медресе изучают малайский и арабский языки, Коран, мусульманские ритуалы. В школу принимают с 14 лет, возраст не ограничивается – встречаются даже пятидесятилетние ученики. Те, кто хочет получить высшее образование в Бангкоке, поступают чаще всего в исламский колледж, окончание которого дает привилегии при поступлении в университет. Многие богатые мусульмане едут учиться в Египет или Саудовскую Аравию. В стране существует около 150 мусульманских ассоциаций, организаций и благотворительных обществ.
Тайские мусульмане очень гордятся существующей в своей стране религиозной свободой. Государство никак не ограничивает людей по признаку вероисповедания. Тайские мусульмане пользуются куда большими правами, чем другие меньшинства в мусульманских странах.
Например, мусульманки имеют право фотографироваться в хиджабе на официальные документы и паспорт. Государство поддерживает хадж в Саудовскую Аравию и разрешает на юге праздновать традиционные мусульманские события. Также государство сертифицирует специальную мусульманскую еду. Исламский банк Таиланда имеет 26 отделений по всей стране и полностью поддерживается столицей. Однако этот банк не имеет инвестиций из мусульманского мира. Таиланд позволяет рассматривать мусульманские персональные правила касательно вопросов брака, развода и наследования в 4-х провинциях юга через суд: в Яла, Наративате, Паттани и Сатуне. Законы ислама представлены в суде специальным исламским судьей, у которого есть право голоса.
Тайские мусульмане в других провинциях страны могут пользоваться мусульманскими законами либо в частном порядке, либо через местные мусульманские комитеты. Отмечено, что тайские мусульмане (не южные) являются сторонниками применения мусульманских персональных законов в национальной юридической системе. Это пожелание выражается в политическом парламенте страны и в будущем на это будет обращено особое внимание государства.
В Таиланде также действует Мусульманский совет, который представляет собой независимый исламский орган региона, в котором он находится. Данный орган занимается управлением мечетей, осуществлением предписаний канонов ислама, а также распространением религии. Есть должность Шейх аль-Ислам, которая является самой высокой в исламской сфере в Таиланде и назначаются на него королевским указом после избрания главами исламских советов в провинциях. Шейх аль-Ислам считается главой мусульман и отвечает за управление по делам ислама в Таиланде. Также, в исламской сфере Таиланда существует должность Кадий (судья). Это государственный служащий, назначенный для рассмотрения по канонам шариата важных вопросов в сфере гражданского права.
Если говорить о мусульманских святынях, то нельзя обойти излюбленный туристами город Паттайя. Одна из самых главных достопримечательностей для приезжих мусульман — мечеть Дарул Ибадах. Во многих странах мира мечети называют в честь правителей, воинов или пророков, а здесь оно означает «Дом молитвы» или «Дом для намаза». Мечеть Дарул Ибадах была построена в 1943 году. Изначально она была деревянная. В конце 70-х годов её укрепили, поставив на бетонную основу, после чего мечеть в таком виде простояла до 2006 года. В 2006-м году на месте старой конструкции построили новую 4-х этажную мечеть.
Известно, что на новую постройку было потрачено 29 миллионов тайских бат. Мечеть была построена за счет пожертвований, а также при поддержке исламского комитета провинции Чонбури (Chonburi) и мэрии города Паттайя. Территория мечети 4-акра (акр равен 4046,8564224 квадратных метра). Примечательно, что рядом с мечетью находится католический собор Святого Николая.
Всего в Таиланде официально зарегистрировано 3494 мечетей, которые расположены в различных регионах страны. В каждой мечети есть члены Исламского административного комитета, которых избирают из местных жителей. Комитет состоит из имама, муэдзина и остальных 12 членов. Они имеют права и обязанности в управлении мечети в соответствии с исламскими законами. Срок занятости каждого из них составляет четыре года, за исключением имама и муэдзина, они могут оставаться на своей должности на протяжении всей жизни.
Мусульманская община Таиланда встречается с различными проблемами, первыми из которых является воспитание детей и проблемы окружающей среды, в которой они живут, проблемы обязательного образования в буддистских начальных школах, проблемы распространения безнравственности через СМИ, аудио и видео продукции. Существует острая необходимость в создании общественных начальных и средних школ, которые дадут ребенку исламское и светское образование. Среди наиболее важных политических проблем, стоящих перед мусульманской общиной Таиланда, - лишение политических прав и права на представительство в правительстве, а также лишение мусульман некоторых государственных рабочих мест и неравенство в сфере услуг и гражданских прав.
Ильмира Гафиятуллина, Казань