Самые значимые труды татарских богословов доступны каждому
У проекта darul-kutub.com большая благородная цель – сохранить богатейшее татарское богословское наследие, обеспечить мусульман доступными и авторитетными источниками ханафитского мазхаба, а также сформировать правильные представления об исламе. Предлагаем вниманию тех, кто углубленно интересуется старинными и редкими книгами подборку самых значимых и мощных трудов татарских богословов в пяти различных науках: сире, фикхе, акыде, коранических науках, тасаввуфе.
Фикх:
Шихабуддин Марджани. «Назурат аль-хакк фи фардыйа аль-гиша ва ин лям йагыб аш-шафак»
Книга богослова Шигабуддина Марджани (1818-1889) «Истинный взгляд, доказывающий обязательность ночной молитвы, даже если не исчезают сумерки» является одной из самых популярных книг Шигабуддина Марджани, в которой он излагает свои убеждения в вопросах веры и своё отношение к «Гыйльмуль-калям» и доказывает обязательность выполнения намаза иша, даже если не исчезает краснота заката в летнее время.
Акыда:
Шихабуддин Марджани. «Аль-Китаб аль-Хикма аль-балига аль-джанния фи шарх аль-Гакаид аль-ханафийа»
Книга «Аль-Хикмат аль-балига» является одним из главных источников, откуда мы можем черпать информацию о богословских взглядах Ш. Марджани.
Комментарий Марджани можно разделить условно на семь глав. Первая глава посвящается сути вещей и путям ее познания и в какой-то мере является философским введением. Во второй главе затрагиваются чисто теологические проблемы (о возникновении мира, атрибутах Аллаха, Его предопределении, свободе выбора в действиях людей). В третьей главе говорится о загробной жизни. Четвертая глава рассматривает вопрос веры человека. В пятой главе автор разбирает вопросы, связанные с пророками и ангелами. Шестая глава посвящается проблеме халифата и имамата. Наконец, в седьмой главе рассматриваются некоторые частные вопросы вероучения и права.
Священный Коран и коранические науки:
Муса Бигиев. «Тарих аль-Коран ва ль-Масахиф»
Данный труд татарского ученого впервые был опубликован в Санкт-Петербурге в 1905 году. Это одна из редких публикаций автора, где он подписался как Муса Джаруллах Ростовдони, посредством чего указал место своего рождения – г. Ростов-на-Дону.
На данный момент эта работа Мусы Бигиева считается его первым опубликованным научным трудом. Работу над ним он начал еще, будучи студентом исламского университета Аль-Азхар. Именно тогда начались его самостоятельные корановедческие исследования.
В целом, Муса Бигиев занимался изучением Корана на протяжении всей совей жизни и являлся единственным в России знатоком Корана, достигшим степени «хафиз кура», т.е. «хранителя десяти способов рецитации Корана». Этот небольшой, объемом всего в 38 страниц труд, был написан на хорошем литературном арабском языке.
Интересно, что это сочинение Мусы Бигиева нашло своего читателя и за рубежом – в 1907 г. оно было перепечатано в египетском журнале «Аль-Манар», редактором которого был главный муфтий Египта шейх Мухаммад Абдо (1849-1905).
Сам Муса Бигиев представлял свой трактат как опыт популяризации одной из работ имама аш-Шатиби, на основе которого молодой татарский ученый предполагал создать своеобразную энциклопедию по истории Корана, в которой было бы собрано «все сказанное другими авторами об истории Корана и его неподражаемости, а также о смысле «семи харфов» в кратком изложении».
Данное произведение нельзя считать законченным, поскольку на его основе автор намеревался написать не только современное комплексное учебное пособие по истории Священного писания для медресе, но, намеревался сделать его первым этапом в широком процессе замены учебных пособий российских мусульман на новые и качественные образцы с целью реформирования не только системы мусульманского образования, но и подходов к формированию мышления мусульман.
Суфизм:
Зайнулла Расулев. «Аль-Фаваид аль-мухимма лиль-муридин ан-накшбандия ва аль-аурад аль-лисания ва салят аль-магсура»
В этом небольшом 20-страничном труде шейх Зайнулла ишан Расулев собрал для своих учеников все вирды (духовные практики) накшбандийского тариката, которые его мюриды должны были практиковать ежедневно. Даны описания самих вирдов, зикров, а также специальных молитв, выполняемых последователями тариката.
Этот труд может быть интересен исследователям феномена суфизма волго-уральского региона.
Сира:
Сунгатулла Нигматуллович Бикбулатов. Хазрати мухаммад
Труд известного татарского богослова, дореволюционного издания. Книга являлась основным учебником по сире (жизнеописанию Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует), которое преподавалось в медресе до революции.
Ссылка на электронную библиотеку darul-kutub.com, здесь вы можете найти ещё больше старинных книг.
Для вашего удобства названия трудов на сайте даны в оригинале (арабскими буквами для арабского и старотатарского языков) и кириллицей в максимально упрощённой форме. Так, арабские буквы «ع» и «غ» (айн и гайн) в русской транслитерации переданы буквой «г», буква «ج» (джим) – «дж», «ء» (хамза) для простоты опущена. Так, слово «شفاء» (выздоровление, исцеление) транслитерируется как «шифа», без дополнительных диакритических знаков. Арабские буквы «ﺫ», «ﻅ» и «ﺯ» буквой «з», буква «ﺽ» - «д», а «ﺹ», «ﺱ» и «ﺙ» буквой «с».
Если вы владеете навыками письма на арабском языке или знаете, как называется нужная книга в оригинале, начните набирать её название арабскими буквами в соответствующем поле и система подскажет вам её полное наименование. После чего необходимо будет лишь выбрать нужную и нажать кнопку «Поиск».
Если вы, все-таки, не смогли найти интересующий вас труд, то, скорее всего, в библиотеке darul-kutub.com его пока нет. Однако вы и ваши близкие могут стать сопричастны к благородному проекту и передать для сканирования дореволюционные исламские труды и старинные книги по исламу. Так мы вместе сможем помочь татарскому богословскому наследию сохраниться в веках.
Islam-today