Как звали любимую кошку Пророка Мухаммада (мир ему)?
Сейчас кошки, как и собаки, представляются нам самыми распространенными домашними животными, неизбежными спутниками человеческого бытия. В настоящее время выведены несколько сотен различных пород кошек – это и самые обычные сибирские кошки, и пушистые персидские, и короткошерстые британские, и голубоглазые сиамские, и кошки, у которых почти нет хвоста или отсутствует шерсть. Чаще всего кошек держат просто для уюта и украшения дома, для развлечения детей или скрашивания одиночества, - в сельской местности от них также ждут, что они помогут избавить жилище от грызунов, мышей и крыс.
Однако отношение к этим милым пушистым зверькам было очень различным на протяжении человеческой истории. В Древнем Египте они считались священными животными, их держали в храмах, за убийство кошки полагалась смертная казнь. В средневековой Европе, наоборот, кошки за свой ночной образ жизни и независимое поведение считались колдовскими животными, спутниками злых волшебников и ведьм. Черную кошку могли сжечь на костре вместе с хозяйкой, которую обвиняли в колдовстве.
Исламская религия высоко ценит кошек - они считаются чистыми животными, которых можно без опаски держать в доме, и, как передается из жизнеописания Пророка (мир ему), он очень любил кошек, и у него были любимцы среди этих животных. Но давайте обо всем по порядку.
Кошки в человеческой истории
Как считают ученые, кошки стали домашними животными примерно 10 тысяч лет назад, и произошло это на Ближнем Востоке, в Древнем Египте или в Междуречье. При этом, как считают зоологи, полностью домашним животным – в отличие от собаки, родственника дикого волка, кошка так и не стала – она до сих пор демонстрирует довольно независимый характер.
Недаром английский писатель Киплинг посвятил кошке целую сказку, которая так и называется «Кошка, которая гуляла сама по себе». В ней говорится о том, как человек приручает всех домашних животных – и лошадь, и корову, и собаку, которые выразили желание служить людям, однако кошка, хотя и пришла к человеку в дом, оговорила свое право уходить и приходить туда, когда она захочет, и жить, как ей нравится.
Следует отметить, что другие специалисты считают, что кошка не менее собаки способна на привязанность к людям. Живя рядом с человеком, она научилась мурлыкать (чего не умеют дикие кошки), она проявляет внимание и заботу к хозяевам, узнает их голос и походку и даже умеет лечить их болезни.
В культурах древних народов кошки считались символом плодородия и достатка, ведь она создавала уют и мир в доме. Как уже мы сказали, кошка была священным животным у древних египтян. Скандинавские народы также считали кошек спутниками своих богов – наряду с воронами, козами, коровами и лошадьми. Даже суровые викинги брали кошек с собой в военные походы, поскольку верили, что они принесут им удачу.
В Древней Руси кошки высоко ценились и стоили дорого, поскольку охраняли запасы зерна от грызунов. Более того, считалось, что кошки защищают дом от нечистой силы. До сих пор есть примета запускать кошку в новый дом, чтобы в нем был мир и порядок.
С кошками вообще связано множество примет – к сожалению, далеко не все они хорошие. Кто не знает поверья, связанного с черной кошкой, которая якобы принесет вам несчастье, если перебежит дорогу перед вами? Мало кто знает, откуда она пошла.
В Европе в средние века кошек, особенно, черных, считали спутниками колдунов и ведьм, поэтому безжалостно истребляли. Считалось, что ведьмы умеют превращаться в кошек – так что если перед вами пробегает такое создание, кто знает, кем оно является на самом деле?
За такое немилосердное отношение к кошкам европейцы сильно поплатились впоследствии: когда численность кошек сильно уменьшилась, в их городах сильно расплодились крысы и мыши, которые, как известно, разносят различные инфекции. Одной из причин страшных эпидемий чумы, которые прокатились по Европе в 14-16 веках, по мнению исследователей, являются крысы.
Кошки в исламе
Вы слышали когда-нибудь о человеке, который так любил кошек, что когда его домашняя любимица заснула в рукаве его халата, он не захотел беспокоить ее, а отрезал от халата рукав и в таком виде отправился по своим делам? Этим человеком был наш Пророк Мухаммад (мир ему).
Как сообщают предания, у него была любимая кошечка по имени Муизза – это была белая кошка с разноцветными глазами. Пророк старался никогда не беспокоить ее напрасно. Когда он видел, что она засыпала поверх его одежды, он надевал что-то другое. Однажды, когда утром нужно было идти на молитву в мечеть, он увидел, что она спит в рукаве его одеяния. Ничего другого из одежды Пророк (мир ему) не нашел, поэтому аккуратно отрезал рукав от этой одежды и в таком виде вышел на утреннюю молитву.
Как рассказывают, причиной такой особой любви к этой кошечке была очень памятная история – она однажды спасла Посланнику (мир ему) жизнь. Когда однажды утром он протянул руку к своей одежде, чтобы надеть ее, он увидел, что кошка шипит и не подпускает его к одежде. Не успел Пророк (мир ему) удивиться такому странному поведению, как из рукава халата выползла змея. Кошка тут же поймала ее и убила.
Не знаем, насколько правдива эта история, но любовь к кошкам нашего Пророка (мир ему) в самом деле общеизвестна. Дурное отношение к кошкам, напротив, им чрезвычайно порицалось. В одном из хадисов говорится о женщине, которая заморила голодом свою кошку – она запирала ее в доме, не давая ей пищи и воды, и не позволяла ей самой искать пропитание. Такому жестокому человеку были обещаны адские мучения.
Среди сподвижников Пророка (мир ему) также были люди, очень любившие кошек. Кто-нибудь знает сподвижника по имени Абдуррахман ибн Сахр ад-Дауси аль-Ямани? Наверное, сейчас многие станут перебирать в уме имена сподвижников и придут к выводу, что это какой-то малоизвестный человек. Ничуть не бывало – так на самом деле звали одного из самых известных спутников Посланника, которого мы знаем по его прозвищу Абу Хурейра (да будет доволен им Всевышний). Не все знают, что это прозвище означает «отец котенка» - он получил его от Пророка (мир ему) за свою необычную любовь к кошечкам. Они везде сопровождали его, он носил их в рукавах своей одежды и обязательно угощал чем-то вкусным.
С точки зрения фикха (исламского права), кошка считается чистым животным, то есть, наличие ее шерсти на одежде или коврике для молитвы не будет нарушать действительность намаза. Кошка может заходить в мечеть и также не осквернит ее своим присутствием – в отличие от собаки, которой вход в мечеть или места, где люди молятся, запрещен.
Если кошка попьет из сосуда, где приготовлена вода для омовения, вода от этого не станет испорченной, и ей можно пользоваться. Анас ибн Малик (да будет доволен им Всевышний) рассказывал, что как-то в путешествии, где он был вместе с Посланником (мир ему), он приготовил Пророку (мир ему) воду для омовения.
Когда Пророк (мир ему) подошел к сосуду, он увидел, что из него пьет кошка – и он не отогнал ее, а подождал, пока она закончит пить. Когда Анас спросил, следует ли заменить воду, Пророк (мир ему) ответил, что кошки – чистые создания и ничего не загрязняют. (Подробнее: Удивительная история кошек в Исламе).
Кошки в мусульманской культуре
Такое же доброе отношение к кошкам отмечено во многих мусульманских странах, в частности, в Турции – по рассказам людей, посетивших Стамбул, там живет небывалое количество кошек, которых никто не обижает, наоборот, старается подкармливать и заботиться о них.
По свидетельству историков, еще во времена Османской империи в Стамбуле были два кошачьих приюта — Ускюдаре и Долмабахче. Помимо этого, специальные учреждения следили за тем, чтобы городские кошки были сыты и ухожены. Европейский путешественник, барон Венцеслав Вратислов, который в 1599 году посетил Турцию, писал о том, что его так поразило в городе: «В Стамбуле есть большие сады, окруженные высокими стенами, на которые запрыгивают и собираются кошки в ожидании, когда сюда придут особые люди и принесут им корм». Барон также сообщал о том, что турецкие хозяйки специально приносили кошкам кусочки мяса, читая при этом молитву – поскольку считали, что делают богоугодное дело.
Египетский султан Бейбарс, правивший в 13 веке, также проявлял доброту к кошкам – он повелел основать в Каире особый «кошачий сад», где городские кошки могли бы найти приют, еду и питье. Когда британский востоковед Лейн в 30-х годах 19 века посетил Каир, он убедился своими глазами, что указ султана сохранялся в силе.
Каждый день после обеда огромное число кошек собиралось в этом саду – ставшем к тому временем садом шариатского судьи Каира, - куда им приносили еду. Любознательному европейцу рассказали, что кади (судья) таким образом выполняет повеление султана Бейбарса – что бы ни случилось, кошки должны быть накормлены.
Суфийские шейхи также любили кошек – в частности, они сравнивали кошачье мурлыканье с зикром, повторением имени Всевышнего, по этой причине их мурлыканье считалось целебным. Суфийскому шейху 10 века Шибли однажды приснился сон, что Господь простил ему грехи за то, что он холодной ночью подобрал на улице и пригрел замерзающего котенка.
Другая притча повествует об ученом по имени Ибн Бабшад, жившем в 11 веке в Каире. Однажды он с друзьями сидел на крыше мечети и обедал. Мимо пробегала кошка, и ученый бросил ей несколько кусочков еды. Она схватила их и убежала, но потом вновь вернулась за пищей и опять куда-то ее унесла. Друзья решили узнать, куда же кошка носит еду.
Когда они проследили за ней, оказалось, что она таким образом кормит слепого кота, живущего на крыше соседнего дома. Ученый был так поражен, каким необычным способом Всевышний доставляет пропитание каждой живой твари, что раздал свое имущество и прожил остаток жизни в бедности, полностью положившись на божественную милость.
Всевышний населил наш мир множеством живых существ, а человек поставлен наместником над всем сотворенным миром. По этой причине мы в ответе за всякое живое существо, которое мы приручаем и берем к себе в дом. Если мусульманин хочет завести кошку, он должен понимать, что это налагает на него ответственность. В будущей жизни с него спросят, - был ли он достаточно добр к ней, заботился ли о ее пропитании и содержании? За хорошее отношение к ней – как и к любому творению, он будет вознагражден.
Анна Кобулова