• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Допустимо ли в Исламе усыновление детей?

Время чтения: 4 мин
34219

Вопрос: В светской правовой системе усыновление ребенка супружеской парой является, как мы все знаем, законным. Просим Вас осветить позицию Шариата в этом вопросе. Насколько такое усыновление допустимо в Исламе, и, если оно допустимо, каковы права и обязанности сторон? (Аноним)

-----------------------------------------------------------
 
Ответ:

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух!
 
 Усыновление ребенка не имеет правовых последствий по Шариату. С ребенком могут обращаться как со своим собственным в отношении любви к нему, привязанности и повседневного общения. Усыновление ребенка с целью предоставления ему приюта и заботы является добродетельным поступком, который сопровождается большой наградой в следующей жизни. Что касается правовых аспектов усыновления, то оно таковых не имеет. Отцовство ребенка — исключительная привилегия его настоящего отца, и оно не может приписываться тому, кто усыновил ребенка. Даже в отношении хиджаба усыновление не имеет никаких последствий.
Если женщина усыновляет мальчика, она должна будет одевать хиджаб при нем после того, как он достигнет половой зрелости, если только она не состоит с ним в таком родстве, при котором запрещается брак между ними. Усыновленный ребенок может жениться на дочери своих приемных родителей, так как она не является его настоящей сестрой. Одним словом, усыновление не влечет за собой появления каких-то новых законных взаимоотношений, не существовавших до этого.
 
 Все эти правила следуют из принципа, изложенного в Священном Коране по этому вопросу. Во времена джахилии люди относились к приемным детям как к своим собственным во всех отношениях. Священный Коран осудил эту практику и были ниспосланы следующие аяты: 
 
 «И Аллах не сделал ваших приемных сыновей вашими сыновьями. Это – всего лишь слова из ваших уст. Аллах же глаголет истину и наставляет на прямой путь. Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом». (Коран 33:4-5)
 
Однако следует помнить, что несмотря на то, что приемный ребенок не может наследовать имущество своих приемных родителей, разрешается и даже рекомендуется приемным родителям составить при жизни завещание (завещательный дар) в пользу своего приемного ребенка. С помощью данного завещания можно оставить в наследство до одной трети (максимум) своего имущества/средств приемному ребенку, который без такого завещания не имеет права наследования от своих приемных родителей.

Муфтий Мухаммад Таки Усмани
 
 Дар уль-Ифта (Джамиат-уль Улама, КЗН, ЮАР) разделяет приведенное выше мнение муфтия Мухаммада Таки Усмани сахиба (Дар уль-Улум Карачи, Пакистан).
 
 
 
 Дар уль-Ифта, Джамиат-уль Улама (КЗН, ЮАР)
Социальные комментарии Cackle