• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Чем опасен «Таблиги джамаат»?

Время чтения: 6 мин
26067

Зададимся вопросом – в чем заключается подлинная цель организации, построенной на столь жесткой вертикали власти? Не будем наивными, чтобы предполагать об осведомленности в этом вопросе рядовых членов. Ответ на этот вопрос могут знать только люди, добравшиеся до вершины организации. Чрезвычайная скрытность, многочисленность движения, распространенность на огромном количестве стран вкупе с централизованной структурой порождают сомнения в том, что единственной целью «Таблиги Джамаат» (запрещенная в РФ организация – прим. ред.) является духовное развитие последователей организации.

Существует множество фактов, свидетельствующих о том, что «Таблиги Джамаат» не столь уж безразличен к политике. Влияние на политический процесс этой организации особенно ощущается в Пакистане и Бангладеш. Известно, что отец пакистанского премьер-министра Наваза Шарифа является одним из влиятельнейших членов организации. Именно благодаря ему в 1998 г. президентом страны стал Мухаммед Рафик Тарар, другой лидер «Таблиги Джамаат». Кроме того, после очередного ухода с поста премьер-министра Наваза Шарифа в 1995 г. и прихода к власти Беназир Бхутто, являвшейся серьезным раздражителем для радикально настроенных исламистов, пакистанские силы безопасности сумели предотвратить государственный переворот. Выяснилось, что его организаторами являлись представители высших военных и политических кругов. Как оказалось, все они были членами «Таблиги Джамаат».

Близость организации к школе деобанди, отличающейся высокой степенью политизированности, привело к тому, что среди участников движения «Талибан» в Афганистане имеется немало таблиговцев.

Примечательно, что основной книгой, которую используют таблиговцы для получения знаний, является не Коран или, допустим, книги классиков исламского богословия, а разработанный специально для последователей организации труд «Таблиги Нисаб».

Идеология этого движения строится на том, что мусульманская умма, якобы, требует "излечения" для чего необходимо обратиться к миссионерскому «джихаду», который объявляется единственной обязанностью каждого истинного мусульманина в течение земной жизни. Люди, вставшие на путь «таблига», противопоставляются остальному обществу, объявляются «лучшими» среди людей (в том числе среди других мусульман), сохраняющими «истинный» ислам.

Зачастую, «Таблиги джамаат» называют мирным движением, занимающейся лишь призывом и проповедями. Внешне все выглядит именно так, но в идеологии этого движения концентрация усилий на проповедях лишь временная мера ввиду временной невозможности ведения военного "джихада".

И здесь необходимо затронуть проблему связи «Таблиги Джамаат» с различными террористическими группировками. Некоторые исследователи высказывают мнение, что эта организация стала едва ли не двигателем радикализма псевдоисламской направленности. Рассмотрим два основных аспекта этого вопроса.

Как свидетельствуют данные французских спецслужб – до 80% радикалов вышли из рядов таблиговцев. Вступление в ряды «Таблиги Джамаат» является первым этапом на пути дальнейшей радикализации сознания молодых мусульман. С этим утверждением трудно не согласиться, поскольку факты говорят сами за себя. Примеров тому, когда именно организация «Таблиги Джамаат» выступала в качестве первоначального вербовщика для террористических акций, можно привести огромное количество. Так, теракт в лондонском метро в 2005 г. организовали таблиговцы. После посещения одной из лондонских мечетей, принадлежащих «Таблиги Джамаат», они прошли обучение в лагере террористов в Пакистане.

В 2008 году испанская полиция совершила рейд по квартирам 14 мусульман в Барселоне. В ходе обысков были обнаружены материалы по приготовлению бомб. Как оказалось, из 14 задержанных 12 были членами «Таблиги Джамаат». Кроме того, члены «Таблиги Джамаат» обвинялись в причастности к совершению террористических актов во Франции, Узбекистане, Индии, укрывательстве террористов и оказании им помощи в передвижении. Власти Узбекистана неоднократно обвиняли организацию в том, что она занимается вербовкой мусульман и направлением их в лагеря террористов.

Кроме того, было установлено, что таблиговцы причастны к проведению нескольких взрывов в Ташкенте. В итоге было принято решение запретить деятельность «Таблиги Джамаат» в Узбекистане. Такой же участи организация удостоилась в Таджикистане, Казахстане и России. В нашей стране «Таблиг» решением Верховного Суда РФ от 7 мая 2009 г. признан международным религиозным экстремистским объединением, деятельность которого направлена на нарушение территориальной целостности Российской Федерации и дискриминацию граждан России по религиозному признаку, оказание поддержки международным террористическим организациям.

Еще одна опасная сторона рассматриваемого движения заключается в том, что «Таблиги Джамаат» очень часто используются в качестве фасада, помогающего террористам под надежным прикрытием подготавливать свои ужасающие акции. В некоторых странах  таблиговцы ведут деятельность вполне легально, государственные органы не видят в этой организации никакой опасности ввиду ее кажущейся аполитичности, однако на деле очень часто радикалы разных мастей укрываются в рядах «Таблиги Джамаат». Они получают соответствующую помощь при пересечении границ в Пакистане, Кашмире или Афганистане.

Опасность «Таблиг» заключается именно в том, что это движение часто используется в качестве прикрытия разнообразными преступными военизированными организациями, заграничными спецслужбами, да и просто преступными группировками. «Таблиги Джамаат» выступает своеобразной «визой» для легального пересечения границ. По сути, «Таблии Джамаат» представляет собой один из ключевых инструментов, интегрирующих все экстремистские группы.

Истории примкнувших к «Таблиги Джамаат» и далее подвергшихся радикализации лиц демонстрируют одну из траекторий становления экстремистом, лицемерно прикрывающегося исламом. Как показывает печальный опыт радикализации выходцев, в том числе и из Татарстана, причина этого процесса часто лежит в искреннем желании посвятить свою жизнь религии. Эта искренность зачастую приобретает черты юношеского максимализма, когда в погоне за внешними проявлениями и подчеркивании своей приверженности исламу теряется понимание религии, ее направленности на созидание. Отсутствие необходимого образования в этом плане играет крайне негативную роль, поскольку радикальные вербовщики и идеологи используют рвение «новичков в религии» в нужном для себя русле.

Другая траектория характеризуется ситуацией, когда молодые люди покидают родные края и едут за рубеж получать религиозное образование. В 1990-е годы основным пунктом их образовательных вояжей была Саудовская Аравия. Культурный и в целом мировоззренческий шок, который по возвращению на родину испытывают молодые люди, уехавшие получать образование за рубеж без должного понимания отечественной специфики и местных традиций, очень часто провоцирует к принятию радикальных оценок относительно российской реальности.

Относительно однородная мусульманская среда Саудовской Аравии, в которой процент практикующих религиозные предписания, безусловно, выше по сравнению с Россией, закладывает в умах молодых людей только одну, чрезвычайно ограниченную картину мира. Способность к осмыслению иностранного опыта и понимание специфических аспектов жизни мусульман в разных частях мира могут закладываться только после получения качественного исламского образования в России. К счастью, осознание важности этого момента присутствует у людей, кто должен в соответствии с занимаемой должностью заниматься вопросами исламского образования.

Способом избежать пагубного влияния со стороны вербовщиков из «Таблиги Джамаат» и других радикальных организаций является просвещение. На сегодняшний день у всех желающих есть возможность удовлетворить потребность в духовном развитии без помощи сомнительных проповедников. Мусульмане в России богаты своим богословским наследием, работа по восстановлению которого ведется очень активно.

Как показывает опыт некоторых стран, радикальные течения, в том числе движение таблиговцев, не могут найти благодатной почвы там, где традиции межконфессионального уважения глубоко укоренены. Несмотря на десятилетия сложных отношений религии и советского государства, у нас есть возможность реанимировать тот опыт, который был накоплен нашими предками на протяжении целого тысячелетия с момента принятия ими ислама. Нам известно из Священного Корана, что:

َ ُنْف ِس ْهِم ُ َ وا ما بِأ ُ ِّغَي ُ َ م َ ا بِقْوٍم َ حَّت ٰى ي ُ ِّغَي ََّه َ ل ي ِنَّ الل إ

«Всевышний Аллах не изменит положения людей, пока они сами не изменят самих себя» (13:11).

Поэтому каждый должен взять на себя ответственность за получение достаточных религиозных знаний, дабы избежать угрозы со стороны радикалов различных мастей, стремящихся своей неверной трактовкой ислама нарушить мир и распространить в нашей стране зло и насилие.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle