• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

14 причин, почему люди попадают в радикальные организации

Время чтения: 5 мин
2366

Кто из нас с вами не сталкивался в обычной жизни с попытками завлечь в какую-нибудь организацию, будь то обычный сетевой маркетинг или же деструктивные культы, отнимающие не только деньги, но и душевное здоровье, а порой и жизнь потенциального члена организации. Сегодня мы расскажем вам о том, как люди попадают в подобные группы, чтобы вы смогли предостеречь себя и своих близких.

Конечно, среди учёных, которые занимаются изучением социально-психологических аспектов религиозного сектантства и деструктивных культов, нет единого мнения относительно причин попадания в такого рода организации. Одни специалисты придерживаются точки зрения, что туда попадают лишь неполноценные люди, страдающие психическими заболеваниями. Иные считают, что культ может поглотить любого, просто для этого нужен определённый момент, конкретная жизненная ситуация.

К примеру, военный психолог А.А. Скородумов в своём исследовании, посвящённом дезадаптации личности в результате пребывания человека в деструктивном культе, систематизировал и составил наиболее полный перечень мнений различных специалистов относительно возможных причин присоединения человека к культу.

1. Деструктивные культы влекут к себе людей-нарциссов. Иррациональные формы религиозного опыта, включающие транс, экстаз, мистические переживания, как правило, привлекают людей с неустойчивой психикой. Культы, исповедующие переживания жертвенности, гипертрофии мотива страдания – людей глубоко депрессивных. Идеи ненависти к врагам веры влекут к себе параноиков, которые в последствии становятся ярыми фанатиками.

2. Стремление к мистическим переживаниям и вера в паронормальное объясняется потребностью к самоактуализации.

3. Существует вероятность, что фактор религиозности является буферным влиянием на стресс.

4. Участие в боевых действиях и пребывание в экстремальных ситуациях, связанных с риском для жизни влияют на степень религиозности, увеличивая её в разы.

5. Положительная связь импульсивности со склонностью к внешней религиозности и негативная связь между религиозностью и экстраверсией.

6. В культ может попасть каждый человек, особенно во время множественных переходных периодов. Здесь речь идёт, к примеру, о смене работы, разводе, длительном отъезде из дома, смерти близкого человека.

7. Нельзя исключать и влияние таких факторов, как этап развития, ситуация, личная биография и психологическая предрасположенность человека.

К примеру, если брать во внимание подростков, то за отсутствием необходимого опыта они часто проявляют наивность, стремятся идеализировать всё вокруг себя, открыты к обещаниям деструктивных организаций.

Что касается ситуационных факторов, то психологи относят к ним развод, безработицу, переезд, отъезд для обучения в другой город или страну, смерть близкого, слабость из-за возраста или болезни. Характерно, что дети из семей с высоким уровнем дохода более уязвимы для вербовщиков, чем менее выходцы из бедных семей, прошедшие дворовую школу выживания, выработав тем самым в себе иммунитет против эксплуатации и манипуляции. Но нужно понимать, что погружение на самое дно может стать подстёгивающим фактором в поиске «чистоты, смысла и добра», что и предлагают вербовщики.

Среди факторов психологической предрасположенности указываются: психические расстройства, застенчивость, доверчивость, низкий уровень терпимости к двусмысленности, наивный идеализм, разочарование в культуре, восприимчивость или тяготение к состояниям типа транса, неразборчивое стремление к духовному смыслу.

При этом нужно понимать, что физическое здоровье, уровень образования и степень наслаждения собственной жизнью не всегда может служить преградой от попадания в деструктивные культы. Это связано с тем, что каждый из нас в определённый момент может испытывать разочарование, находится в подвешенном состоянии, быть эмоционально утомлённым или отчаявшимся. Таким образом, мы понимаем, что нет 100% гарантии от попадания в радикальные организации.

8. Культы ищут новичков среди людей, которые ощущают одиночество, страх перед настоящим и будущим или находятся в особо тяжёлых обстоятельствах. Притягательная сила таких организаций объясняется очень просто: вербовщики предлагают упрощенную перспективу на будущее; позволяют стандартизировать манеры и действия, избавляют от застенчивости и самонаблюдения.

К тому же коллективные действия ослабляют ограничения и ощущения личной вины. Отсюда у человека возникает кажущаяся гармония внутреннего мира, исполненного добрых и злых сил, с внешним миром и его реальными целями и опасностями.

9. Средство ухода от окружающего мира, бегство в мир иллюзорный, фантастический, способ проявления своего Я.

10. Неудача в семейной жизни. В отчаянии люди бегут от боли, которую им причинил внешний мир, тянутся к поддержке группы, делающей их детьми, к структуре семьи, создающей веру и дарующей заботу.

11. Влиянию деструктивных культов попадаются те, в чьих семьях отсутствует эмоциональное тепло, но присутствует жесткий авторитарный стиль воспитания. Вместе с тем, отмечается, что для адептов культов характерно наличие различных комплексов и личных проблем. В чём же заключается в этом случае притягательность таких культов? Когда общество изолирует человека, когда он переживает духовный кризис, адепты таких организаций буквально купают своего нового члена во внимании, окружая его заботой и лаской.

12. Стремление к самосовершенствованию, осознанию реальной ценности своего «Я», избавлению от физических недугов и душевного дискомфорта, а также поиск истины.

13. Приход в культ – универсальный способ решения жизненных трудностей, отсутствие необходимости логического анализа. Есть кто-то, кто берёт ответственность за твою жизнь на себя.

14. Желание удовлетворить собственные человеческие потребности.

Несмотря на то, что отдельные обстоятельства и особенности психики могут сделать конкретного человека более уязвимым перед сторонниками деструктивных культов, отсутствие осведомлённости о способах контроля сознания, вербовки в радикальные организации каждого человека превращают в потенциальную жертву вербовщика. Здесь катализатором выступает и тот фактор, что большинство людей уверены, что именно они невосприимчивы к тому, чтобы быть втянутыми в какую бы то ни было деструктивную организацию. Это лишь играет на руку адептам.

Продолжение следует…

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle