Пророки (мир им) и фараоны
Свет – тьма, добро – зло, скромность – высокомерие, ангелы – демоны. Знакомые всем нам противоположности. Первое мы ассоциируем с верой и праведностью, второе с неверием и греховностью. Чудо творения Аллаха – человек сочетает в себе эти антитезы, проходя сложнейшее испытание мирской жизни. Борьба продолжается до самой смерти, и, в конце концов, у каждого из нас одна из сторон одержит верх над другой. По результатам теста длиною в жизнь каждый из нас получит либо награду Раем, либо наказанием Адом.
Но есть в истории человечества люди, сконцентрировавшие в себе качества праведности и далекие от греховности, равно как и есть сконцентрировавшие в себе качества греховности и далекие от праведности. Они являются ориентирами для нас, чтобы мы в своей жизни старались быть похожими на них, только каждый человек сам выбирает, на кого он хочет быть похожим. Эти два антипода – Пророки (мир им) и фараоны.
Пророки, посланники Аллаха, и люди, следующие их пути, учили людей возвеличивать Аллаха, а фараоны и следующие их пути учили возвеличивать фараона, создавать культ личности. Поэтому пророки, посланники Аллаха, и люди, следующие их пути, всегда переживали за свой народ и делали все для его спасения, а фараоны и следующие их пути – переживали только за себя, стараясь спасти только самих себя. Проще говоря, пророки – это альтруисты, а фараоны – эгоисты. В этом и есть их основное отличие. Сегодня в мире нет ни пророков, ни фараонов, но до сих пор есть и до Судного Дня будут их последователи. Будут люди, олицетворяющие путь пророков, как и будут те, кто олицетворяют путь фараонов, меняются лишь действующие лица, а игра на сцене мира продолжается.
«И сказали (колдуны фараона): «Мы уверовали в Господа миров, Господа Мусы (Моисея) и Харуна (Аарона)». Фараон сказал: «Вы уверовали в него без моего дозволения? Воистину, это - козни, которые вы задумали в городе, чтобы изгнать из него его жителей. Но скоро вы узнаете! Я отрублю вам руки и ноги накрест, а затем распну всех вас» (Священный Коран, 7:121-124).
Вот как Коран описывает реакцию фараона на веру людей в Аллаха. Фараон из-за своего высокомерия считает, что его подопечные – это мелкие твари, на которых ему плевать до тех пор, пока они не начнут покушаться на святая святых – культ его личности. И если такое происходит, то фараон задействует весь свой репрессивный аппарат для борьбы с идеологией, покушающейся на святость фараона. Он ведь считает, что нет другого божества, кроме фараона! «И сказал (фараон): «Я – ваш всевышний господь!» (Священный Коран, 79:24). Ослепленный собственным тщеславием фараон не способен адекватно оценивать реальность, и он в порыве ярости и мести всем инакомыслящим начинает совершать множество ошибок, которые в итоге приведут к его же погибели, но фараон до самого конца не осознает ошибочность своего пути:
«Мы переправили сынов Исраила (Израиля) через море, а Фараон и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая враждебно. Когда же Фараон стал тонуть, он сказал: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраила (Израиля). Я стал одним из мусульман». Аллах сказал: «Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие. Сегодня Мы спасем твое тело, чтобы ты стал знамением для тех, кто будет после тебя». Воистину, многие люди пренебрегают Нашими знамениями» (Священный Коран, 10:90-92).
«Не знаешь ли ты о том, кто спорил с Ибрахимом (Авраамом) относительно его Господа, поскольку Аллах даровал ему царство? Ибрахим (Авраам) сказал ему (царю Намруду): «Мой Господь - Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет». Он сказал: «Я дарую жизнь и умерщвляю». Ибрахим (Авраам) сказал: «Аллах заставляет солнце восходить на востоке. Заставь же его взойти на западе». И тогда тот, кто не уверовал, пришел в замешательство. Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (Священный Коран, 2:258).
Правдив Аллах в своих речах, Он не ведет прямым путем несправедливых людей. У несправедливых последователей фараона нет никаких аргументов против истины, именно поэтому в надежде потушить свет веры они прибегают к грубой силе, как к последнему средству, которое тоже, в итоге, окажется неэффективным, ведь Аллах Всевышний обещает: «Они хотят погасить свет Аллаха (веру) своими ртами, но Аллах сохранит Свой свет, даже если это ненавистно неверующим» (Священный Коран, 61:8). Последним примером этого с непосредственным участием пророка был пример становления Ислама.
Пророк Мухаммад (мир ему) был завершающим в цепочке пророков и посланников. На протяжении всей своей жизни только за призыв поклонения Единому Аллаху он столько натерпелся от мекканских язычников, сколько не пережил ни один другой человек на земле. Но это не мешало ему быть прощающим, скромным и смиренным. И когда после более двух десятков лет насилия со стороны мекканцев и перенесенных страданий он покоряет Мекку, то входит в нее с опущенной от скромности головой, прощая своих врагов. Он тот, про которого в своем свидетельстве веры мы постоянно повторяем – раб Аллаха и Его Посланник. Да, сначала идет слово «раб», и лишь после него «посланник». Мухаммад Мустафа (ﷺ) – человек, которому сам Аллах приказал быть скромным, и он в течение всей своей жизни выполнял этот приказ Всевышнего: «И простри крылья своей (скромности и милосердия) над теми из верующих, кто следует за тобой» (Священный Коран, 26:215).
Однажды Пророк Мухаммад (ﷺ) беседовал с ангелом Джибрилем (мир ему). В это время с небес спустился некий ангел, который, согласно сообщению Джибриля (мир ему), первый раз спускался на землю. Ангел воскликнул: – О Пророк Мухаммад! Меня послал к тебе Владыка Вселенной и повелел спросить у тебя о том, каким пророком желаешь стать: Пророком-правителем или же Пророком-рабом? Тогда Пророк Мухаммад (ﷺ) посмотрел на Джибриля (мир ему), и тот посоветовал ему: – О Посланник Аллаха! Будь скромным перед взором Аллаха! Пророк Мухаммад (ﷺ), продемонстрировав вершину скромности, воскликнул: – Я желаю быть Пророком-рабом!
Золотые слова Посланника Аллаха (ﷺ) навеки останутся руководством для всех, одаренных божественным наставлением: «Кто ради милости Аллаха проявит скромность, тот будет приподнят на одну ступень выше. Кто проявит гордость и высокомерие, нарушая божественные заповеди, тот будет опущен на одну ступень ниже. В результате этого беднягу кинут на самое дно». Это закон, закон Аллаха, в котором не может быть никаких изменений.
Пророки – это самые возвышенные люди, сливки человечества, предназначенные для блаженств Рая; а фараоны – это самые низменные существа, отбросы, предназначенные для растопки Ада.
Муса (мир ему) и фараон, Давуд (мир ему) и Джалут (Голиаф), Ибрахим (мир ему) и Намруд (Нимрод), Мухаммад (ﷺ) и идолопоклонники Мекки – разные действующие лица в одной и той же постановке, начавшейся с момента сотворения Адама (мир ему) и продолжающейся вплоть до Судного Дня. Первые из них – скромные рабы Аллаха, вторые – кичливые рабы своих страстей. Борьба продолжается, иногда случается и так, что последователи фараонов одерживают временную победу над последователями пророков, но в конечном итоге добро непременно победит зло, ведь это обещание Всевышнего Аллаха, а Всевышний Аллах всегда сдерживает Свое обещание.