• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Тренд домашнего обучения, или к чему может привести отказ от традиционной школьной системы

Время чтения: 8 мин
609

Фото: Prostock-studio/ elements.envato.com

Фото: Prostock-studio/ elements.envato.com

Почему все больше родителей выбирают домашнее обучение для своих детей и к чему это может привести?

В последнее время все больше россиян отдают предпочтение домашнему образованию для своих детей вместо традиционной школьной системы. По последним данным Минпросвещения, на удаленном обучении в России находятся 16,5 тысяч детей. При этом, по неофициальной информации, количество таких учащихся в стране может доходить до 100 тысяч.

Среди сторонников домашнего образования также много мусульман. Оставляя многочисленные комментарии в религиозных форумах, верующие дают понять, что их волнует данная тема. Практикующие религию родители задаются вопросом: «Оправдано ли посещение общеобразовательной школы для эффективного обучения и нравственного развития детей?».

Одна сторона мусульман утверждает, что домашнее обучение – возможность индивидуального развития ребенка. Они же уверены, что удаленная форма обучения – панацея от общественных проблем. Есть вторая сторона мусульман, которые против домашнего обучения. Они считают, что все негативные мысли являются проявлением неоправданных фобий, способных негативно отразиться на поколении подрастающих мусульман.

Мы, в свою очередь, также задались вопросом, а стоит ли отказываться от проверенной временем системы образования и дает ли домашнее обучение те же плоды, что и классическая школа?

Фото: YuriArcursPeopleimages/ elements.envato.com

Фото: YuriArcursPeopleimages/ elements.envato.com

«Школа только тормозит моего ребенка»

Гульшат Гараева в прошлом году перевела своего 13-летнего ребенка на домашнее обучение. Комментирует она ситуацию следующим образом:

«Во-первых, нас не совместное обучение мальчиков и девочек. Это противоречит законам шариата. Во-вторых, сама школьная программа вызывала вопросы. Теория возникновения человека, эволюция… Нет индивидуального подхода к детям. К тому же я каждый раз боялась, что мой ребенок свяжется не с теми людьми и пойдет не по тому пути. Сейчас у нее такой возраст, что легко «запудрить мозги». Дочь растет и воспитывается в религиозной среде, и мы надеемся, что дальше будет так же».

На вопрос «Чем отличается домашнее обучение от традиционного?», Гульшат отвечает: «Качеством. Мои дети учатся искать нужную информацию. Так они читают разные источники, анализируют и делают определенные выводы. Дети получают более глубокие знания, поскольку удаленная система дает возможность выходить за рамки данного параграфа и изучать все тонкости темы. Свою взрослось они проявляют через ответственность за свои знания, а не через алкоголь, курением и так далее».

Многие соблюдающие ислам родители боятся проявления агрессии или исламофобии в сторону своих детей. Они уверены, что светское окружение сильно повлияет на становление их ребенка, ведь одна из целей мусульманина при воспитании своего ребенка – это сформировать его с точки зрения внутренней чистоты, знания этикета, обеспечить своевременное развитие. У мусульман есть страх, что детям привьют не те ценности. Когда ребенок находится дома, родители имеют возможность «фильтровать» окружение. Но важно понимать, что ребенок не должен оставаться без общения. И это не про коммуникацию внутри семьи.

Психолог Марьям Алиева отмечает, что если родители уверены, что сверстники мешают его ребенку учиться, стоит поменять конкретный коллектив. Не следует оставлять ребенка без социума. Опыт общения с разными детьми можно получить на разных кружках, на которые ребенок будет ходить на постоянной основе. Не стоит забывать и про soft skills (гибкие навыки) Это навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. Этому можно научиться только взаимодействуя в коллективе.

О достоинствах знаний перед остальными благами мира

Фото: Zurijeta/ elements.envato.com

Фото: Zurijeta/ elements.envato.com

Важно отметить, что не все мусульмане поддерживают это новое «движение». На исламских Интернет-порталах многие соблюдающие родители проявляют открытый скептический настрой относительно полноценности и качества возможности самостоятельного обучения детей по школьной программе дома.

Филия Сайфутдинова, учительница начальных классов и мама троих детей, высказывает противоположное мнение:
«Откуда детям брать мотивацию? Они в любом случае будут чувствовать себя «не такими как все». Нельзя лишать детей школьного общения, детских воспоминаний. Школа – место для получения знания. Если видеть во всем плохое, можно всю жизнь прожить взаперти».

Опасения возникают и по поводу усвоения материала ребенком. Находясь в классе и обсуждая, например, какое-то литературное произведение, ученик получает за короткое время много разных мнений и учится искать правду среди них. Так материал запоминается быстрее.

В домашних условиях, когда в качестве преподавателя выступает мама, получить такой опыт намного сложнее. Критики семейного образования выделяют следующие слабые стороны домашнего образования: низкий уровень социализации на семейном обучении; низкий уровень педагогической компетентности родителей. Важно также понимать, что семейное образование подходит не каждому ученику и не каждой семье.

Самый большой плюс домашнего обучения – все внимание учителя направлено только на одного ребенка. Самый большой минус – мало общения. Так считает учитель начальных классов Алия Галиева. 

«Для ребенка важно иметь коммуникацию именно со сверстниками в образовательной среде, так как они познают мир через свое окружение, так у них ярче проявляется интерес. Также нельзя забывать про проектную деятельность, где дети группируются и вместе что-то делают, исследуют. На домашнее обучение чаще всего уходят те ученики, которые не успевают усваивают учебную программу из-за уровня знаний. Часто такое бывает, что они «догоняют» с репетитором материал и возвращаются обратно в учебный класс. Минусы традиционного обучения также имеются. Если в классе более 30 учеников, учитель не успевает делать акцент на индивидуализацию обучения. Для меня важную роль играет коммуникация обучающихся. Я убеждена, что они должны расти в социуме. После окончания «домашней» школы человеку будет сложнее дальше познавать мир. Моя задача в школе – помогать детям, которые не успевают усваивать программу. Я подхожу к тем ребятам, которые по уровню знаний чуть слабее, и дополнительно объясняю пройденную тему. Таким образом мы стараемся держать класс на одном уровне. Мы не рекомендуем отправлять детей на домашнее обучение. Мы можем дать совет, что ребенку нужны дополнительные занятия с репетитором. В основном дети отстают от программы из-за нежелания учиться. Важно работать с этой проблемой. Конечно нельзя забывать про безвыходные ситуации, где домашнее обучение – единственный способ получения знаний. Есть дети, которые не посещают школу по медицинским показаниям. Например, у нас в классе есть девочка, которая летом сломала позвоночник и ей нельзя было сидеть. Ученица могла только стоять или лежать. Было принято решение перевести ее на домашнее обучение. Я с октября по февраль проводила с ней по 2-3 урока в день. Естественно, когда все внимание было направлено только на нее, ученица хорошо усваивала темы, но очень сильно уставала. Позже она быстро влилась в коллектив, но уровень внимания у нее понизился. А уровень настроения стал выше. Этому поспособствовало общение с друзьями, посещение кружков и так далее».

Фото: fotosparrow/ elements.envato.com

Фото: fotosparrow/ elements.envato.com

Учитель Рафиля Шарипова в свою очередь считает, что педагоги выступают за традиционный метод обучения, поскольку в школе созданы все условия для того, чтобы ребенок всесторонне развивался и познавал мир.

«Домашнее обучение очень удобно для детей, которые не могут посещать уроки в общеобразовательной организации по медицинским причинам. Был единственный случай, когда к нам в школу перевели девочку из домашнего обучения. Она хорошо учится. Однако, ученица долго адаптировалась и ей было сложно найти общий язык со сверстниками. Сейчас все хорошо, и она смогла влиться в состав, но эта ситуация очередной раз доказывает, что без общения в школе детям сложнее приобретать важные для жизни навыки».

Одним из главных преимуществ домашнего обучения является индивидуальный подход к каждому ученику, возможность гибкого расписания занятий и выбора учебного материала. Однако важно помнить, что домашнее обучение требует большей самодисциплины со стороны ученика и ответственности со стороны родителей или наставников. Кроме того, важно обеспечить детей достаточным уровнем социализации, чтобы они могли развивать навыки общения и взаимодействия с другими людьми.

Так, домашнее обучение может быть хорошим выбором для некоторых семей, но прежде чем принимать решение об этом способе обучения, важно обдумать все его плюсы и минусы, а также консультироваться с опытными специалистами в области образования.

Религиозное образование в Татарстане: куда пойти учиться?

Лейля Хайруллина

Социальные комментарии Cackle