Не делай своему брату ничего того, чего ты не желаешь себе
Когда я был маленьким, покойный отец всегда нам советовал следующее:
«Сын мой, если ты считаешь, что что-то неприлично по отношению к тебе, не делай этого другим. Если ты уважаешь себя, относись почтительно и к другим. Если ты кому-то сказал плохие слова, то знай, Всевышний Аллах вложит в сердце этого человека, либо в сердце другого человека желание сказать подобные слова по отношению к тебе, и эти слова вернутся к тебе».
Действительно, жизнь как бумеранг. Совершенные ошибки, грехи и злодеяния, безусловно, вернутся к нам в определенном виде.
Конечно, основным местом расчета сынов Адама за содеянные деяния будет Судный день. Ни у кого нет сомнения в этом. Но мудрость Всевышнего Аллаха и милость Его по отношению к своим рабам позволяет им вкусить часть расплаты за свои ошибки в этом мире. В аяте Священного Корана говорится так:
«Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь». (Рум: 41)
Значит Всевышний и Всемогущий Аллах хочет предупредить нас теми несчастьями, которые выпали на нашу долю, что нужно задуматься «Почему это случилось со мной». Поскольку человеческое существо может призадуматься только тогда, когда с ним случается несчастье.
Этой мудростью Всевышний Аллах позволяет нам вкусить в мирской жизни эквивалент того, что мы совершили. Таким образом, от нас требуется не совершение того по отношению к кому-то, чего мы не хотим, чтобы произошло с нами.
Имеется хадис посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), в котором сказано: «عفوا تعفوا نسائكم», то есть «Вы будьте высоконравственными (не смотрите в сторону чужих женщин), пусть ваши жены тоже будут высоконравственными и пусть никто не смотрит на них со злым умыслом».
Имам Шафии написал стихотворение, включающий смысл этого хадиса:
«Будьте целомудренными по отношению к чужим женщинам, и пусть ваши жены будут целомудренными по отношению к вам. Держитесь подальше от неблаговидных поступков, несвойственных мусульманам».
Поскольку измена (прелюбодеяние) – это долг. Если вы наделали долгов, то вполне возможно, кто-то из членов вашей семьи покажет «преданность» и оплатит ваш долг.
Это противодействие или «возврат» - расплата не только за супружескую измену (прелюбодеяние), но охватывает все сферы жизни. Поэтому люди должны обратить внимание на все непристойные слова либо поступки, совершенные ими.
Если вы «перемываете косточки» других, то знайте, они тоже будут злословить о вас. Не важно на каком основании, но если вы будете разглашать недостатки других, наверняка есть недостатки, которые будут на языке людей. Если вы нарушите чью то неприкосновенность, то и ваша неприкосновенность частной жизни будет нарушена. Это является «суннатуллах», то есть законом, установленным Аллахом.
Всевышний Аллах сделает так, что злодеяния, которые мы совершили по отношению к кому-то, непременно постигнут и нас, чтобы это было уроком для других. Таким образом, пусть никто не делает по отношению к другому то, что он не хочет, чтобы сделали по отношению к нему.
В современном языке это понятие называется эмпатия (сопереживание). То есть умение поставить себя на место кого-то. Это хорошее слово. Я думаю, если мы сможем поставить себя на место кого-то, то не совершим большинства ошибок, которые совершаем.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Один человек пришел к пророку Исе (мир ему) и сказал: “О учитель блага и добра! Как раб Аллаха может быть обладателем благочестия по отношения к Господу?”
Пророк Иса (мир ему) ответил:
- Это нетрудно: нужно душой и сердцем любить Всевышнего Аллаха; тогда ты будешь совершать по мере своих сил благие поступки ради Его довольства; будешь проявлять сострадание и милосердие по отношению к сынам Адама, подобно жалости к себе!
Затем он сказал:
- Не делай другому того, чего ты не желаешь себе! Тогда ты будешь по праву обладателем благочестия к Аллаху!» (Ахмад ибн Ханбал, аз-Зухд, стр. 59)
Никто из нас не захочет, чтобы его дочь, сестра либо родственница была обесчещена. Может быть, мы не прибегая к судебным инстанциям, сами накажем виновника, взяв у него плату за попадание в тюрьму.
Так как мы можем совершить харам по отношению к чужой дочери, сестре либо родственнице? Презренные женщины, которые сбились с пути, тоже чьи-то дочери, сестры и родственницы, не так ли?
Не думают ли хозяева и клиенты публичных домов, что такая ситуация может произойти с их дочерьми и женами?
Не надо забывать, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не спрашивал юношу, который пришел к нему просить разрешение на зина, «с кем ты будешь это делать». Он спросил юношу, которого звали Джулейбиб, только одно: «Хотел бы ты, чтобы кто-то совершил прелюбодеяние с твоей матерью (или другой родственницей)?», на что юноша ответил категорическим отказом…
В конце этой речи юноша уже не мог настаивать на своей просьбе. Поскольку его бурные плотские чувства отступили перед убеждениями разума и чувством эмпатии. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) положил свою руку на грудь этого юноши и произнес дуа:
«О Аллах! Прости его грех, очисти его сердце и сохрани его честь».
После этого юноша не вернулся к прежней жизни. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправил посла к сахабе, который не отдавал свою дочь этому юноше и попросил её руки для него. Джулейбиб женился. В одной из битв юноша пал смертью шахида, благодаря своему искреннему покаянию, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произнес у его изголовья: «Джулейбиб от меня, а я от Джулейбиба». (Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 5/256-257)
Вот это человеческое воспитание посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и прекрасный результат искреннего покаяния, совершенного в его присутствии. Пусть Всевышний и Всемогущий Аллах каждого из нас наделит такой искренностью.
Мухаммад Захид