Мудрые высказывания суфийских духовных наставников
Руми
Науку познаешь с помощью слов, искусство — с помощью практики, а отчужденность познается в компании.
То, что обычному человеку кажется камнем, для знающего является жемчужиной.
Голые сучья, кажущиеся зимой спящими, тайно работают, готовясь к своей весне.
Мир скрытый имеет свои облака и дожди, но иные, чем здесь. Его небеса и солнечный свет иного порядка. Но все это становится явным лишь для утонченного — того, кого не обмануть кажущейся завершенностью обычного мира.
Целью этого мира является человек, а целью человека — это мгновение; целью тела является обретение духа, а целью духа — регулирование чувств. Целью же регулирования чувств и органов является совершенствование сердца, а целью сердца является возлюбленная.
Доказательство существования Солнца — само Солнце. Если ты требуешь доказательств, не отворачивайся от Него.
Этот мир — горы, а наши поступки — крики: эхо от нашего крика в горах всегда возвращается к нам.
Не взирай на мир глазами вожделения; ведь и спина змеи украшена узорами, но яд ее смертелен.
Следи за внешностью, хотя она (сущность) — все, ибо она (внешность) ведет внутрь, к сущности.
Жизнь в этом мире есть сон забвения, который отделяет человека от истинной действительности. Подобно тому человеку, который, увидев мгновенный сон, забывает родной город, где он жил годами, душа отдается иллюзии и сну этого мира и забывает свою истинную родину; не понимает, что этот разрушительный мир затмевает глаза, как облако закрывает звезды.
Человек похож на текучую воду: как только она замутится, ее дна не увидишь, а дно реки полно жемчугов и кораллов. Осторожно, не мути, он чист и прозрачен. Душа человека похожа на воздух: как только смешается с пылью, она становится завесой неба, мешает лицезреть солнце; но когда пыль исчезнет, воздух станет ясным и прозрачным.
Основная цель рода человеческого заключается в том, что-бы очиститься и отполироваться, стать чистым зеркалом, дабы яснее отразить субстанцию солнца. Поэтому человек всегда должен совершенствовать себя, а не развивать свои отрицательные стороны. Он словно сосуд, сделанный из стекла или глины. Необходимо вымыть его снаружи, но еще усерднее следует промыть его изнутри, так как Божьим вином наполняются лишь чистые сосуды.
Махмуд-афанди
Отдалите от себя хулу сплетни и ложь.
Не дайте мирской жизни обмануть себя.
Аль-Газали
Комар живет меньше слона: это потому, что кровопийцы недолговечны.
Нет среди всех преступников более виновного, чем тот, кто обижает невиновных.
Все миры Вселенной ты подчинишь себе, если преодолеешь свою страсть.
В мире как же ты можешь быть в покое, когда мир по своей природе не знает покоя?
Если ты гордишься своим разумом, будет тебе насмешкой все, кроме искусства спора. Когда разум ищет путь к сердцам, тогда скажет слово от сердца каждый.
Разумом, душой и чувством как можно познать Творца? Если бы сам Творец не открыл ему путь для познания, то откуда разум узнал бы о Божественности?
Мухаммад Накшбанди
Если ищешь воочию, тогда Он будет скрытым. А если ищешь тайно, тогда Он будет явным. А если вместе ищешь, то, так как Он не имеет подобного, Он находится вне их (тайны и определенности).
Если ты любишь своего Бога, то знай, что твое сердце есть зеркало Его лица. Когда ты смотришь в сердце свое, безусловно, видишь Его лицо. Твой царь находится во дворце твоего тела, и ты не удивляйся, если увидишь престол Бога в частице своего сердца.
Уединение в обществе, странствие на родине, внешне с людьми, внутренне с Богом.
Хасан-Хильми-афанди:
Вся проповедь духовного наставника построена из намеков, тот, кто постарается понять их, не собьется с пути.
Если яд обмазать сахаром, то он погубит человека, сколь много сахара ни было бы.
Тот, кто сам не совершенен, другого не исправит. По указке слепого правильный путь не найдешь.
Даже если масло, мясо и мед хороши, однако больному дают лишь то, что необходимо.
Мирское состояние очень мелочное дело. Многие умирают в поисках этой мелочи.
Говорят, что у того, кто не имеет устаза (истинного духовного наставника), наставником является шайтан.
Если мы не проведем в поминании Всевышнего оставшуюся жизнь, то не получим вечный покой за малый труд.
Я хотел бы, чтобы мне навредили, чем помогли. Вред забывается, помощь — нет.
Не видя плод, дерево не ценят, но по необходимости и навоз дорожает.
На воде написав, ничего не прочтешь, также и от лжешейха (ложного наставника) не будет пользы.
Самовозвышением не добьешься совершенства, и не будешь шейхом, добившись силой.
Глядите, сколько поклонялся иблис (сатана), и куда он попал, лишь сказав: "Я лучше!"
Мухаммад Ягарский
Помоги просящему и прости покаявшегося.
Берегись жадности — она воткнет в тебя ядовитое жало.
Каждый человек должен верить чему-то одному, что ему показалось лучшим в мире.
Будьте готовы проявлять геройство в час, когда придет война.
Хумайд-афанди
Многое зависит от усердия ученика.
Больше всего уважения заслуживает время. Не упускайте ни один миг зря за бесполезным для мира и ахирата занятием.
Помощь нуждающемуся — след человека на земле.
Если Вы сделаете то, что осудит человек, знайте — вы опечалитесь.
Всевышний не любит нытье. Говорить о своей болезни, тоже нытье.
Мухаммад-афанди
Мюридом не является тот, кто языком поминает Всевышнего, а сердцем ищет греховное.
Не завидуйте, не обманывайте, не подводите и не отворачивайтесь друг от друга.
Учить науке легко, а стать человеком трудно.
Не смейся над бедняком и не надейся на богача.
Мать этикета — малословие.
Уровень мюрида (ученика) — это терпение и глотание горечи во всех обстоятельствах.
Умный человек знает, что покинет этот мир, и, зная это, держаться за мир — глупо.
Сила и дух равны.
Быть умным больше всего мешает старание быть таковым.
Вода и огонь не сочетаются, ставший мюридом отбрось свою страсть.
Лучше целый день таскать камни с хорошим мюридом, чем пить мед с вором и сплетником.
Мухаммадариф-афанди
Всевышний велит нам и мирское, и поклонение совершать вместе. Для этого созданы день и ночь: день — для работы, ночь — для сна от усталости.
Нет ничего лишенного таинств. Не надо далеко ходить, посмотрите, как создана рука человека. Но так как ее постоянно видят, то к этому привыкают и не задумываются, что это чудо. И только тот, кого Всевышний желает наставить на истину, видит эти чудеса и мудрости.
Мухаммад-афанди из Батлуха
Мирские дела совершайте руками, но не сердцем.
Бедность — это легкость.
Очень красиво, когда жена подчиняется мужу, а также когда дети подчиняются своим родителям.
Мудрый муж — тот, кто властвует над своей женой, делая вид, что подчиняется ей.
Несказанное слово находится в нашей власти, сказанное — властвует над нами.
Момент, когда муж обидел жену и оставил ее одну, — это первый шаг навстречу шайтану.
Если человек, в первую очередь, не стесняется самого себя, — грош ему цена.
В женщине, посетившей устаза (духовного наставника), найдешь больше, чем в ученом, не являющемся мюридом.
Не видевший тарикат — не поймет его, понявший — никогда не расскажет.
Смерть также является одной из милостей Всевышнего.
Слава Всевышнему, что нет высоты, на которую я бы хотел подняться, и нет карьеры, которую я бы боялся потерять.
В Коране указано два пути: путь шайтана, который возгордился, и путь Адама (а. с.), который был скромен.
Не улыбнулись ангелы со дня сотворения Ада.
О человеке, который попусту теряет дни, отпущенные ему Всевышним, можно сказать, что он или явный дурак, или же скрытый многобожник.
У красноречивого есть один недостаток — неумение молчать.
Отдавайте деньги левой рукой, а берите правой рукой.
Умный враг лучше, чем глупый друг.
Несчастен не тот, кого настигли несчастья, а тот, кто во время несчастий не имеет сабр (терпение).
В предсмертный час человек начинает делать то, что больше всего делал в жизни, поэтому поминайте часто Всевышнего.
Очень тяжело беречь сердце. Это невозможно, если не беречь глаза от недозволенного. Поэтому берегите глаза при выходе, язык при людях и держите сердце в одиночестве.
Сайфулла-Кади говорил: "Радоваться и ограничиваться тем, что у тебя есть, лучше чем, несметные богатства и золото".
Пример мирских благ — это пример тени: когда мы убегаем, она бежит за нами, а если хватаемся за нее — она убегает.
Гордыня — это горе, при котором никто не пожалеет.
Человек не одумается, пока его не назовут дураком.
Однажды, когда муршид Мухаммад-афанди из Батлуха отправлял своего сына в армию, его спросили, не сделает ли он так, чтобы сын попал в хорошее место, но шейх ответил: "Нет такого места, где нет Всевышнего, а там где Он есть, не бывает плохо. "