• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Каллиграф святыни" из Пакистана

Время чтения: 3 мин
4791

 

В течение последних 23 лет аль-Заман, пакистанец по национальности, занимался своей любимой работой - декорировал стены и огромные купола Масджида ан-Набави каллиграфическими хитросплетениями в утонченном стиле сульс.

Весной 2014 года аль-Заман удостоился награды президента Пакистана «За достойное исполнение» в номинации «каллиграфия». Аль-Заман, или «Хаттат аль-Харам» (в переводе с арабского – «каллиграф святыни»), как он предпочитает, чтобы его называли, до сих пор отчетливо помнит день, когда он оказался в Медине благодаря своему увлечению арабской каллиграфией.

Аль-Заман вырос в пакистанском городе Карачи, где с детства начал интересоваться каллиграфией. Он украшал арабской вязью стены своего родного и соседних домов, поля и обложки газет и книг.

«Хаттат аль-Харам» гордится тем, что является самоучкой и не обучался у профессионального каллиграфа. Изначально, как утверждает аль-Заман, арабская каллиграфия являлась для него не более, чем хобби. Со временем, изучая учебные пособия и практикуя различные каллиграфические стили, он совершенствовал свой талант и добился мастерства в этом виде искусства. «Я старался брать за образец работы выдающегося каллиграфа Османской империи Хамида аль-Амди, которого считаю своим духовным наставником», - рассказывает аль-Заман в интервью арабскому изданию «Asharq al-awsat».

Первый контакт аль-Замана с Саудовской Аравией был установлен раньше. В конце 1980-х годов саудовскому торговцу, находившемуся в визитом в Карачи, понравились работы каллиграфа, и он пригласил мастера работать в своей компании в Эр-Рияде.  Так, аль-Заман оказался в городе Пророка. Затем в 1991 году другая саудовская компания «Даллах» объявила о конкурсе для выбора главного каллиграфа, которому предстояло провести реставрацию коранических строк, украшающих стены и своды второй святыни ислама. По итогам конкурса талант аль-Замана был оценен выше других.

Напомним, что в османский период каждый из 177 куполов Мечети Пророка был украшен 11-метровой арабской вязью, автором которой стал выдающийся османский каллиграф Абдуллах Зухди. Однако под воздействием коррозии через 250 лет часть надписей обесцветилась и возникла необходимость реставрации.

Сложность восстановительных работ заключается в том, что существует большая разница между современным и османским способами нанесения коранических надписей на сводах. Согласно современным воззрениям, коранический аят должен быть полностью вмещен на поверхность одного купола. Однако этот принцип не соблюдался в османский период, когда один аят часто разделялся и занимал более, чем 1 купол.

На данный момент работа аль-Замана по восстановлению коранических надписей завершена на 80 %. Ожидается, что до завершения работы потребуется еще около 4-5 лет, учитывая, что работа на каждом куполе занимает более 3 месяцев. Все надписи в Мечети Пророка каллиграф рисует вручную, без использования компьютерных технологий.

«Каллиграф нуждается в постоянной практике. Я советую моим ученикам и любителям арабского каллиграфического письма ознакомиться с работами выдающихся мастеров и непрерывно тренироваться, чтобы достичь совершенства в этом виде изобразительного искусства», - делится опытом аль-Заман.

Лейсан Тимергалиева 

 

Социальные комментарии Cackle