Как мусульманин должен относиться к государству?
Роль договора в исламе. Государственный закон как общественный договор. Роль Мединского договора для современности.
Социальная доктрина российских мусульман.
Закон государства – это общественный договор, имеющий обязательную силу для всех его участников – граждан этого государства. Ислам придает особое значение договору форме социального бытия. Договор является оптимальным способом достижения мира между людьми и между народами, а равно и условием устойчивости общественного и государственного развития. Договор стал высшей формой социальной организации как внутри мусульманской уммы, так и во взаимоотношениях с немусульманами.
Всевышний Аллах в Своей Книге повелел: «О уверовавшие! Будьте верны договорам» (Коран, 5:1), «Соблюдайте же договор до истечения срока обусловленного» (Коран, 8:58).
«Благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто… соблюдал договора после их заключения... Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (Коран, 2:177)
Нарушения обещаний и договора есть один из видов лицемерия:
«Абдуллах бин 'Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Пророк сказал: «Истинным лицемером является... тот, кто лжёт, когда рассказывает о чём-нибудь, когда обещает, то нарушает своё обещание, допускает беззакония, когда враждует с кем-либо и поступает вероломно, нарушая заключенный договор».
Сам Пророк Мухаммад (мир с ним и благословение Аллаха) заключал договора и соглашения с многобожниками и неверующими в аль-Худайбие, с иудеями и христианами в Медине, с немусульманскими правителями Эфиопии, Персии, Византии.
Первое государство, созданное мусульманами, возникло в результате договора между мусульманами (ансарами и мухаджирами) и иудеями, а также мединскими язычниками. Фактически в Медине была принята конституция поликонфессионального государства.
Один из пунктов соглашения заключенного между иудеями племени бану Ауф и мусульманами гласит:
«Иудеи племени Бани Ауф вместе с мусульманами составляют одну общность. Религия иудеев – своя, мусульман – своя. Иудеи останутся при своей, мусульмане при своей религиях. Сюда входят они сами и их друзья. Это так и для них, и для их друзей.
44. Между ними (мусульманами и иудеями) будет взаимопомощь против тех, кто нападает на Ясреб.
45. Если они (иудеи) будут приглашены (со стороны мусульман) на мирное соглашение или для участия в мирном соглашении, они должны подписать его или принять участие в нем. Если они (иудеи) предложат то же самое мусульманам, то вправе требовать от мусульман ответить на их предложение положительно».
Различия в религиях должны остаться в собственной религиозной жизни, не выходя на уровень общественных взаимоотношений, где необходимо социальное союзничество в деле защиты своего государства, будущего наших детей и их веры.
Как написал Пророк (мир с ним и благословение Аллаха) в Мединской Конституции, «нет сомнения в том, что Аллах доволен теми, кто выполняет данный документ и делает добро своим лозунгом... Покровительство Аллаха для тех, кто верит в Него, делает добро, отказывается от дурных поступков и зла».
Государство и его законы суть средство обеспечения естественных и основных прав всех своих граждан. В условиях действия закона, защищающего основные права и свободы человека, для всех мусульман является не только гражданским, но и религиозным долгом соблюдение норм законодательства своей страны как высшего договора между гражданами.
Неисполнение действующего общественного договора – закона – и вытекающих из него гражданских обязанностей, призывы от имени верующих и религиозных общин к участию в каких-либо незаконных акциях гражданского неповиновения и мятежа греховны и недопустимы!
«Поистине, страшнее убиенья – гнет и смута» (Коран, 2:217).
Гнет, диктатура противны исламу, но мудрость Всевышнего такова, что, по Его слову, смута, порождаемая разного рода революциями и мятежами, оказывается страшнее убиения. Иногда лучше терпеть плохой режим ради того, чтобы не было еще худшего – смуты гражданской войны, которая не щадит никого. Полноценная человеческая жизнь, дающая возможность деятельно исповедовать свою веру, в иерархии ценностей важнее идеального государственного устройства.
Свое несогласие с правительством или с местными властями по любым вопросам мусульманин, как и каждый гражданин, может выражать только в рамках действующих договоров – законодательства, всячески избегая акций, способных нарушить общественное согласие и мир, привести к кровопролитию и беспорядкам:
«Аллах повелевает справедливость, благодеяние и щедрость к близким, Он запрещает мерзость, беззаконие и бунт» (Коран, 16:90).
Тем не менее, при любом государственном строе и любом политическом режиме должны быть гарантированы основные права и свободы человека. Только в этом случае государственная власть может быть не только легальной, но и легитимной, т.е. признанной своими гражданами.
Если главный общественный договор государства – конституция, основной закон – обеспечивает и гарантирует своим гражданам-мусульманам и мусульманской общине в целом право на свободу вероисповедания, включающее право жить в соответствии со своими убеждениями и ощущать себя патриотами своего Отечества, не поступаясь своими религиозными убеждениями, то мусульмане не имеют права на попытки насильственного изменения государственного строя, то есть, Договора.
В Коране и Сунне нет понятия халифата как государственного образования. Первые правители мусульман после смерти Пророка (мир с ним и благословение Аллаха) стали называться его наместниками – халифами, и первое государство мусульман было единым и стало называться халифатом. Однако после установления монархической формы правления при Муавии религиозное и политическое единство разделились.
После окончания первого века мусульмане не объединялись более в одно государство – халифат. Существовали государства идрисов в Марокко, Омейядов в Андалусии. Войны, которые вели мусульмане в первые века своего существования, не ставили своей целью создание единого халифата.
Ущерб, наносимый военными действиями, сильнее, чем отсутствие единого халифата.
Гражданство, принадлежность к своей Родине – это свойства человеческой души, благодаря которым строятся отношения человека с другими людьми – его соотечественниками, разделяющими его любовь к Родине. Таким образом, мусульманин сосуществует вместе с мусульманами и немусульманами и действует в интересах общей Родины, укрепляя ее силу и мощь.
Социальная доктрина российских мусульман
Пожалуйста, сделайте репост этой записи на Facebook!