Каин и Авель
И прочитай им весть о двух сыновьях Адама с истиной . Вот они оба совершили жертвоприношение (чтобы приблизиться к Аллаху); и было принято оно [жертвоприношение] от одного из них [а именно от того, который остерегался гнева и наказания Аллаха] и не было принято (жертвоприношение) от другого. (И тот, чьё жертвоприношение не было принято, стал завидовать своему брату и) сказал: «Непременно я убью тебя!» (Его брат) сказал: «Ведь Аллах принимает только от остерегающихся (наказания Аллаха). (5: 27)
Попробуем разобраться в этой известной истории. О чем она и что произошло на самом деле?
Итак, сыновья первого человека приносят жертву Богу.
Ни один из них не грешник, оба они честно и усердно трудились, оба одинаково помнили о Всевышнем и, не сговариваясь заранее, в назначенный день пришли к Нему с плодами трудов своих, дабы почтить Его. Удивительное дело: Бог принимает жертву одного и не принимает у другого. Да, конечно, можно сослаться на неисповедимость божьей воли. Это легкий путь. В одном из хадисов кудси Аллах говорит, что он таков, каким мы его себе представляем. И если мы допускаем, что Бог, одним из имен которого является имя «Аль-Адль» (Справедливый), и который воздает за добро и зло сполна, не обижая даже "на толщину пленки на финиковой косточке" (4: 49), не блюдет справедливость... И если мы полагаем, что для Бога это нормально... Тогда мы сами такие, мы сами непостоянны, наше настроение переменчиво, и стандарты у нас двойные и, соответственно, Бога мы не можем представить как-то иначе. В таком случае Он для нас непредсказуем в своем произволе. И мы покорно миримся с несправедливостью, которая нас окружает в мирской жизни, кивая на волю Бога...
Но Бог мудр и, напомню, он - рабб ал-‘аламин, который воспитывает и забоится о нашем росте. А чтобы мы росли, он не только поместил нас в мир, но и заложил в нас нечто такое, что непрерывно "сканирует" ткань жизни и обнаруживает в ней изъяны, которых не должно быть в совершенном мире, созданном совершенным Богом. Вот это устройство и не позволяет нам мириться с вышеупомянутым решением Бога по отношению к двум братьям, к сыновьям Адама. Я говорю о чувстве справедливости.
Конечно, можно попытаться заглушить это протестующее в глубине нас чувство, пытаясь обойти острый вопрос. Но, заглушая его, мы тем самым игнорируем лишь человеку данный великий дар и важнейший инструмент приближения к Богу и его постижения. Мы попираем справедливость, которая является не только одним из прекрасных имен Аллаха, но и сущностной его характеристикой. Мы пытаемся обойти вызов, который Аллах посредством истории о жертвоприношении двух братьев предложил нам принять и разгадать ради нашего же роста. Заглушая голос протестующей справедливости, мы отворачиваемся от Бога.
В айатах об Авеле и Каине Аллах задал нам вопрос. Да, этот вопрос не очевиден и айаты можно просто прочитать как сюжеты древней истории. Прежде всего, обратим внимание на то, как выглядит в оригинале слово, которое переводится как "жертва". В айате использовано слово курбан. Оно имеет значение «приближение». Иными словами, сыновья Адама стремились приблизиться к Богу, и оба были искренни в этом. Запомним это и пойдем дальше.
Аллах заявляет, что Коран ниспослан в подтверждение истинности того, что было ниспослано ранее: "А прежде нее была Книга Моисея наставлением и милостью. А это (Коран) - Книга подтверждающая (Книгу Моисея)" (46: 12). «Ниспослали Мы Тору, содержащую наставления и свет... Книгу Аллаха» (5: 44). Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться к Торе, к Ветхому Завету и узнать из него подробности об Авеле и Каине:
"И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?..." (Быт 5:2-7).
После убийства, совершенного Каином:
"... ты будешь изгнанником и скитальцем на земле... И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его" (Быт 5: 12, 15).
Ключ к разгадке смысла этой истории, как мне кажется, кроется в видах деятельности, которыми занимались два брата. Что отличает труд пастуха от труда земледельца? Отношение к природе: пастух-скотовод не изменяет ее облик, он полностью от природы зависим. А земледелец активно изменяет окружающую среду, вырубает леса, осушает болота, меняет русла рек... Каждый из этих видов деятельности приводит к возникновению принципиально отличающихся друг от друга цивилизаций. Так, скотоводство порождает кочевничество. На протяжении известной нам истории кочевые цивилизации неуклонно исчезают с лица земли, т.е. Каин продолжает убивать Авеля. Земледелие набирает обороты и именно оно лежит в основе современной промышленно-техногенной цивилизации. Это то, что лежит на поверхности.
Если заглянуть глубже, то мы увидим не только эти различия. На мой взгляд, кочевая культура основана на гармонии с природой, она сердечна по отношению к ней. Так, в Золотой Орде существовала специальная государственная служба, занимавшаяся подкормкой птиц и животных в суровое зимнее время. Или возьмем классическую обувь кочевника - сапог из мягкой кожи, без каблука и с загнутым кверху носком. Такой сапог не "рвал" землю, не калечил траву. Вот примеры того, как кочевые народы почитали и любили землю и ее обитателей. В конце концов, даже Ислам возник и расцвел в среде кочевников. И большинство пророков были пастухами овец…
Земледельческая цивилизация в своем отношении к природе исходит от ума. Наилучший пример тому - практика генетического "усовершенствования" сельхозкультур и создание ГМО. Тех, кто делает деньги, мало заботят последствия использования таких продуктов людьми, хотя демонстрация заботы о людях выставлена на витрину. Каин тоже имел благие намерения...
Итак, сердце и ум: не символизирует ли скотовод Авель приближение к Богу посредством сердца. А что касается земледельца Каина… не пытается ли он достичь Бога посредством ума? Таким образом, как мне кажется, эта древняя история учит, что попытки прийти к Богу через ум обречены на провал.
И, наконец, что за знамение сделал Господь Каину, имея которое он оказался в безопасности?
По моему мнению, речь идет о том, что ум или решения ума воспринимаются человеком, который еще не обрел способность жить по велению сердца, как его собственные решения. Понятно, что "самого себя" не убьешь. Этим и пользуется дьявол, который: "обещает вам бедность и велит вам делать мерзость" (2: 268), ведь ему дана способность заставить человека "признать правдой его [т.е. дьявола] мысль" (34: 20). Именно такое положение дел, в конечном счете, и дает нам возможность научиться различать между умом и сердцем. За мерзость, содеянную по наущению ума, и которая кажется несущим благо решением, раскаяние придет рано или поздно, но придет неизбежно. А за поступок, совершенный по велению сердца, даже если кажется, что человек оказался в проигрыше, раскаяния не будет. Будет только чувство правды, ощущение движения в правильном направлении, по Прямому пути.
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора