• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Иудаизм и Ислам. Еврейский взгляд на Ислам. Еврейская история Ислама (часть 1)

Время чтения: 7 мин
10734

Islam-Today.ru продолжает публиковать цикл статей из книги «Дети Авраама. Введение в Ислам для евреев». Книга была подготовлена Американским Еврейским комитетом (The American jewish committee) для знакомства евреев с Исламом. Редакция сайта считает, что мусульманам будет полезно ознакомиться с мнением евреев об Исламе.

Несмотря на то, что книга написана в целом в нейтральном ключе, а местами даже положительно отзывается о религии мусульман, она все равно содержит большой пласт фактологических и богословских ошибок. Поэтому мы перед чтением данного материала, настоятельно советуем вам прослушать курс лекций с сайта Darulfikr.ru о мусульманском вероубеждении, во избежание неправильного представления об Исламе и мусульманах. Предлагаем вашему вниманию  еврейский взгляд на исламскую историю.

* * * * * * * * * * * 

570 Мухаммад родился в арабском городе Мекка.

610 Мухаммад получает свое первое откровение и начинает осуждать идолопоклонство и аморальность, предупреждая о вечном проклятии. Он проповедует подчинение (Ислам) Еди­ному Богу, Аллаху, и призывает обратиться к посланию Авраа­ма.

622 Покинув Мекку вследствие угрозы его убить, Мухаммад по­селился в Медине, где стал главой сельской общины, которая за­тем выросла до статуса городской. Эта хиджра (переселение) оз­начала возникновение Ислама как отдельной общины. 622 год стал 1-ым годом исламского (лунного) календаря.

630 Мухаммад триумфально вернулся в Мекку и очистил Каабу, центральный храм, от идолов. С этого времени к нему присоеди­нилось большинство арабов.

632 Мухаммад умер в Медине и был похоронен там же. Абу Бакр, его тесть и ближайший сподвижник, вслед за ним стал лидером общины, назвав сам себя заместителем Посланника Бога (хали­фом).

Во время своего правления, продлившегося только два года, Абу Бакр подавил восстание бедуинских племен и объединил всех арабов под знаменем Ислама.

634 После смерти Абу Бакра халифом стал Омар. Во время его десятилетнего правления мусульмане начали завоевывать боль­шинство стран, соседних с Аравией, таких как Иран, Ирак, Сирия, Палестина и Египет.

638 Мусульмане отвоевали Иерусалим у Византии, гарантировав евреям и христианам религиозную свободу.

644 После убийства Омара халифом был избран Отман (Осман). Мусульмане создали империю, которая распространилась на боль­шую часть Северной Африки и Ближнего Востока. Однако спод­вижники Мухаммада все больше разъединялись вследствие оже­сточенной вражды. По мере того, как входило в силу следующее поколение, гражданская борьба обострялась. Обвиненный в чрез­мерной семейственности, Осман был убит в 656 году.

656 Али, двоюродный брат и зять Мухаммада, стал четвертым халифом, но немедленно столкнулся с неповиновением, особенно со стороны правителя Сирии Муавийи, отпрыска аристократического семейства из Мекки, которое однажды уже противостояло Мухаммаду. Поскольку Али пошел на компромисс с Муавийей, некоторые из его сторонников ушли от него и, в конце концов, убили его. Другие его последователи образовали Партию Али (шиат Али), которая вскоре превратилась в секту, ныне известную как шиитский ислам, или шиизм.

661 Убийство Али привело к консолидации правления Муавийи, Он сделал своей столицей Дамаск и основал династию Омейядов

711 Под командованием Тарика, бербера марокканского происхождения, мусульманские армии высадились в Испании и нанесли поражение вестготским правителям. В течение нескольких лет мусульмане завоевали большую часть Иберийского полуострова, главным образом потому, что христианское население было исполнено негодования по отношению к католицизму, который вестготские короли приняли лишь столетие тому назад. Для большой еврейской общины пришествие мусульман означало конец преследованиям, которым они подвергались с тех пор, как вестготские правители приняли католичество. Название Гибралтар связано с завоеванием 711 года и происходит от арабского Джабель Тарик (гора Тарика).

732 В битве при Пуатье, в центре Франции, мусульманский экспедиционный корпус был разбит франками, что означало конец экспансии, направленной на север, в Европу. В новом и дина­мичном французском королевстве ситуация полностью отлича­лась от той, которая была в Испании.

750 После победы над Омейядами, Аббасиды основали свою соб­ственную династию и в 762 году сделали своей столицей Багдад. Подобно Омейядам, Аббасиды происходили из рода Мухаммада - из Курайшитов. Практически все они были его потомками и родствен­никами, но их правление ознаменовалось персианизацией куль­турной жизни. Мусульманская империя перестала быть арабским государством, как это было при Омейядах.

756 Единственный оставшийся в живых из Омейядов, после их физического уничтожения Аббасидами, испанский правитель сде­лал своей столицей Кордову. Под именем Абду-р-Рахман, он ос­новал западный халифат, базирующийся на новой династии Омей­ядов.

820 Умер Шафии - один из отцов шариата, основатель школы Шафии в исламском законодательстве.

830 Халиф Аль-Мамун основал в Багдаде академию, назвав ее байтуль-хикма («Дом мудрости»). Она была высшим достиже­нием Мутазилы, школы теологов-рационалистов и ученых, чье движение могло бы быть названо мусульманским Просвещени­ем.

855 Ахмад Ибн Ханбаль умер; он был основателем в исламском законодательстве школы ханбалитов. Оппонент теологов-раци­оналистов, последователей Мутазилы. Ибн Ханбаль стал тем, кого можно назвать первым мусульманским фундаменталистом. Сегод­няшние исламисты почитают его как отца-основателя их учения.

870 Умер Измаил Аль-Бухари; он был ученым из Бухары (тепе­решний Узбекистан). Его Сахих Бухари является самым знаме­нитым собранием Хадисов (высказываний Мухаммада) и, следо­вательно, самой важной исламской книгой после Корана. В знак почтения мусульмане обращаются к составителю этой книги как к Имаму Бухари.

874 Двенадцатый имам (глава мусульман-шиитов) исчез. Шииты утверждают, что он скрылся в убежище (тайном) и вновь появит­ся при конце света.

922 Мансур Аль-Халадж казнен в Багдаде за то, что он объявил о своем единстве с Богом. Будучи наемным рабочим, он стал свя­тым покровителем рабочего класса. Аль-Халладж является од­ним из наиболее почитаемых мусульманских мистиков.

935 Умер Ашари - иракский теолог, который примирял враждующие между собой теологические концепции и методологии, со­здав некую компромиссную теологию, которая стала основой для исламской ортодоксии.

977 Тюркская династия Газнавидов (названная так в связи с афганским городом Газни) воцаряется в Афганистане и многократно вторгается в Индию.

1009 Халиф Аль-Хаким приказывает разрушить Гроб Господень в Иерусалиме.

1037 Умер Ибн Сина (Авиценна), родом из Хоросана (Афганистан); он считается одним из пяти величайших мусульманских философов.

1099 Заняв Иерусалим, крестоносцы предали мечу все мусульманское и еврейское население.

1111 Умер Абу Хамид Аль-Газали. Автор книги Ихья умуллу-д-дин ("Возрождение религиозных наук"), синтеза различных течений мысли, существовавших в его время, он стал прославленным теологом в мусульманской истории. Как и до него Ашари, Газали был основоположником в изучении эволюции и консолидации исламской ортодоксии. Однако их достижения в примирении различных течений приводили также и к интеллектуальной стагнации, потому что отклонения от их компромиссной теологии стали осуждаться как еретические.

1187 Саладин отвоевывает Иерусалим у крестоносцев

1191 Суфийский философ Сухраварди, основатель школы просве­щающихся, казнен как еретик.

1198 Умер Ибн Рушд (Аверроэс). Исламский ученый из Кордовы, он оказал глубокое влияние на позднейших философов в Запад­ной Европе.

1204 Умер Моше Бен Маймон, известный как Маймонид. Еврей­ский философ в Кордове, автор Путеводителя заблудших, он пи­сал свои книги на арабском языке.

1240 Умер Муджихиддин Ибн Араби; мистик из Мурсии, Испа­ния, он почитается во многих частях мира как аш-шейху ль-акбар («Величайший Мастер»).

1236 Кордова, столица западного ислама, пала под натиском ка­стильцев (христиан из северной Испании), вслед за которой в 1248 году пала Севилья. Победы кастильцев в Андалузии приве­ли к исходу десятков тысяч мусульман в Северную Африку и к обращению еще большего числа мусульман в католичество.

1258 После опустошения всей восточной части мусульманской империи монгольская армия под командованием Хулагу захва­тила Багдад, разграбив город и устроив резню, в которой погибло большинство населения. Ничего не осталось от того, что в тече­ние четырех веков было столицей мира. Мусульмане восприняли эту катастрофу как конец света. Однако большая часть багдадс­кой элиты успела покинуть город и направилась на восток, где Герат в Афганистане стал восточной Гранадой, а Дели в Индии - чем-то вроде нового Багдада.

1273 Умер Руми (Джалалуддин Руми Балхи). Суфийский поэт из Балха в Афганистане, он провел большую часть своей жизни в Кония, Турция, где его гробница стала местом священного поклонения. Известный как Маулана (мевлана по-турецки), он является святым покровителем мевлевитов, известных как «кру­жащиеся дервиши». Его знаменитым трудом является Матнави. Среди суфитских философов много лет длятся непрекращающи­еся споры: кто более велик, Руми или Ибн Араби.

1281 Турки-сельджуки создали Османскую империю, названную так по имени ее основателя Отмана (Османа).

Продолжение следует...

Из книги "Дети Авраама. Введение в Ислам для евреев"

Специально для Islam-today.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Социальные комментарии Cackle