• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Исламофобия, расизм и антисемитизм

Время чтения: 6 мин
4970
Исламофобия, расизм и антисемитизм

Исламофобия, расизм и антисемитизм


«Антисемитизм, расизм и исламофобия являются преступлениями против человечества».

Реджеп Тайип Эрдоган

С каждым днем во всем мире исламофобия набирает новые обороты. Некоторые пытаются сравнивать исламофобию с расизмом и антисемитизмом. Но расизм, по своей природе, является формой нетерпимости по отношению к расе или этносу. А антисемитизм – нетерпимость по отношению к евреям как к этнической и/или религиозной группе,  а в последнее время больше проявляется именно как нетерпимость к этнической группе, вне зависимости от вероисповедания последней. Многие специалисты переломным моментом отношения мирового сообщества к Исламу считают события 11 сентября 2001 года. Но на самом деле, корни исламофобии уходят глубиной в древность.

Уже с первых дней появления Ислама мусульмане  подвергались гонениям и преследованиям. Но в дальнейшем, когда мусульмане во главе с Посланником Аллаха (мир ему), основали свое государство и подчинили власти Ислама все страны и народы от Пиренейского полуострова до китайской стены, об исламофобии не могло быть и речи. Даже если и были отдельные ее проявления, они не могли приводить к серьезным последствиям, так как мусульмане были защищены государственными институтами. Самыми серьезными преследованиями мусульман были крестовые походы, но они не носили исламофобческого дискурса, так как крестоносцы убивали всех на своем пути, не делая различий между мусульманами, иудеями и христианами. Монгольская экспансия также не носила исламофобческого характера. В Золотой Орде, существовавшей на территории современной России, религии находились под защитой государства. За оскорбление любой из религий, будь то православие, Ислам или иудаизм, полагалась смертная казнь.

Ситуация изменилась в 16 веке, когда почти одновременно произошла оккупация двух крупных мусульманских государств – Кордовского халифата и Казанского ханства. С этого момента на захваченных территориях начинается новый виток исламофобии, проявлявшейся в государственной политике притеснения, насильственного прозелитизма  и принуждения к ассимиляции религиозного меньшинства – мусульман. Данная политика по праву может быть названа геноцидом, так как имели место и насильственные депортации, и физическое уничтожение непокорных. Просто в те времена человечество еще не было знакомо с этим термином (появившимся лишь в двадцатом веке). В дальнейшем, исламофобия стала элементом государственной колониальной политики тех немусульманских держав, которые старались держать в покорности захваченные мусульманские народы, проводя при этом дискриминацию по религиозному признаку.

Но наибольшие масштабы исламофобии, пожалуй, начали проявляться после упразднения государственности у османских турок. Секуляризацию, навязанную турецкому народу новоиспеченным лидером Турецкой республики, Мустафой Кемалем Ататюрком, иначе как исламофобией не назвать. Были закрыты религиозные медресе, запрещено изучение арабского языка, религиозные лидеры преследовались, вплоть до физической ликвидации, и даже азан начали произносить на турецком языке. При этом, в 1928 году Турция провозгласила себя мусульманским государством!

Сегодня исламофобия вышла на новый уровень и обрела глобальный масштаб. Произошло это уже после Великой отечественной войны, а точнее – после 1960-го года, объявленного годом деколонизации африканских и азиатских государств. Предпосылками для ее появления послужили массовые миграции мусульманского населения в страны Запада из деколонизованных территорий. Мигранты уехали в страны Запада, стремясь улучшить уровень жизни и добиться успеха, так как на родине, после разорения своих стран оккупационными властями, не было никаких перспектив.

Западные страны поначалу никак не регламентировали приезжающих, ни по этно-религиозному составу, ни по уровню образования и квалификации. Им нужна была дешевая, неквалифицированная рабочая сила, для работ, которые местное население выполнять отказывалось. В принципе, первые поколения мигрантов и не отличались особой религиозностью. Но уже во втором, и особенно в третьем поколении  мигрантов, родившихся в этих странах Запада и уже получивших гражданство, произошло осознание своей религиозной и этнической идентичности. Появились предпочтения в еде и одежде, и своя линия поведения, вступающая в контраст с общепринятыми за Западе нормами, что постепенно начало приводить к недовольству коренного населения. Модель интеграции по пути ассимиляции оказалась проигрышной, тогда западное общество заговорило о построении мультикультурного общества. Однако, в последнее время в Европе начались разговоры о провале и этой модели, и никаких новых альтернатив предложено не было.  Сейчас накал исламофобии в Европе дошел до того, что отдельные страны начали запрещать строительство мечетей и появляться в официальных учреждениях в религиозных одеждах, что вызывает озабоченность у целого ряда международных организаций. Так, в 2010 году из-за событий в Швейцарии, ООН опубликовало очередную антидиффамационную резолюцию с осуждением исламофобии и других форм религиозной нетерпимости.

Антиисламские публикации в прессе, пропаганда в кино и на телевидении активно формируют исламофобские стереотипы. Группа английских журналистов «проанализировала 972 статей и установила, что приблизительно две трети сюжетов про мусульман обязательно были посвящены терроризму, религиозной тематике, в особенности шариату; Они подчеркивали различия между британскими мусульманами и их единоверцами из других стран или делали упор на мусульманский экстремизм, преподносили всех мусульман как источник проблем. Напротив, лишь 5% сюжетов анализировали проблемы, с которыми сталкиваются британские мусульмане».

К сожалению, за последние десять лет европейский антиисламизм повторил путь антисемитизма былых времен. Европа, уже неоднократно сталкивавшаяся с трагическими последствиями ксенофобии, не желает извлекать уроки из истории.

Всем известен геноцид евреев в годы Второй мировой войны, получивший отдельное название – холокост.  Холокост стал практической реализацией крайней формы антисемитизма. Чтобы не наступать дважды на одни грабли, после Второй мировой войны антисемитизм был признан одной из форм дискриминации, за которую во многих странах предусмотрена уголовная ответственность. Побеждены расовые предрассудки в США и ЮАР, апартеид остался кошмарным воспоминанием прошлых лет. Сегрегация по национальному или расовому признаку сегодня большинством населения «цивилизованных стран» осуждается, но вот в отношении исламофобии до сих пор нет единого решения, и предрассудки нисколько не убавляются, а только увеличиваются. Например, резолюцию ООН против исламофобии поддержали лишь 20 стран, а 17 были против! США мотивирует свой протест тем, что осуждение исламофобии может стать покушением на свободу слова (а вот антисемитские высказывания в этой стране преследуются, при этом никто не пытается утверждать о своем праве на свободу слова). Скандально-известный протестантский пастырь Терри Джонс, уже неоднократно замеченный за публичным надругательством над Священным Кораном, пообещал на 11 сентября 2013 года сжечь целых 3000 экземпляров Священной Книги.

Наверное, среди всех немусульманских стран наиболее последовательные шаги по борьбе с ксенофобией и нетерпимостью делает РФ. Почти одновременно с ростом антиисламизма на Западе, в России государственные органы пытаются найти пути решения проблем исламофобии. В общественной палате проходят слушания по делу о хиджабах, а Российская Госдума принимает в первом чтении закон об ужесточении ответственности за оскорбление религиозных чувств. Депутаты предполагают введение новой 2431-й статьи в УК РФ, возводящей в ранг уголовного преступления унижение богослужений, оскорбление религиозных убеждений и чувств верующих. Ответственность по этой статье планируют установить в виде серьезных штрафов и исправительных работ. Максимальным наказанием будет лишение свободы на срок до трех лет. Согласно принимаемому закону, оскорбление любой религии, в т.ч. и Ислама, станет в нашей стране уголовно-наказуемым. И тогда попытки снять с мусульманских женщин хиджаб, огульные обвинения мусульман в терроризме, запреты и препятствования проведения коллективных богослужений также могут стать уголовно-наказуемыми.

Реклама
Социальные комментарии Cackle