Интервью с Шейхом Абдурразаком ас-Саади: "Имамам нужно преподавать науку комментирования Корана"
Можно ли невооружённым взглядом определить идеологическое содержание религиозного труда или лучше отдать это на откуп профессионалам? Какую роль в признании литературы экстремистской играют государственные структуры? Как предостеречься от проникновения в мозг радикальных идей? Обо всём этом и других аспектах, волнующих татарстанскую умму, мы поговорили с преподавателем Болгарской Исламской Академии Шейхом Абдурразаком ас-Саади.
- Как обстоит ситуация с экстремисткой литературой в арабских странах? Существует ли проблемы запрета подобных изданий?
- Подчеркну, что Ислам пришёл как милость для миров, он милостив и сострадателен по отношению ко всему в этом мире. Религия учит нас не переходить за дозволенные рамки. Стоит отметить, что на сегодняшний день книги, которые издаются в таких университетах, как аль-Азхар и других, не носит экстремистского характера и приемлемы для изучения и использования. В таких учреждениях не издаётся литература радикального характера, это нонсенс.
Но будет лукавством, если мы упустим из внимания тот момент, что литература экстремистского содержания, которая, к сожалению, до сих пор издаётся, преследует единственную цель – а именно бросить тень на Ислам и посеять вражду между мусульманами. Эти идеи должны пресекаться на самом корню. Исходя из личного опыта, считаю необходимым обязательно проверять любую религиозную литературу, как издаваемую в РФ, так и ввозимую из-за рубежа.
Другой вопрос, что в современных условиях учёное сообщество, а также студенты религиозных образовательных учреждений, таких, как Болгарская исламская академия, должно иметь представление о разных трудах, в том числе и радикального содержания. Это позволит ознакомиться с радикальной идеологией, а затем вполне научно и обоснованно опровергнуть транслируемую в таких книгах информацию.
Повторюсь ещё раз, мусульманские учёные должны иметь доступ к подобной литературе, чтобы успешно противодействовать распространяемой на её страницах идеологии. Ведь то, что мы находим в таких книгах, напрямую подрывает авторитет традиционной мусульманской науки, представляет собой открытую борьбу против богословских правовых школ, ставит под сомнение общепринятые нормы Ислама.
- Вы говорите о том, что оценкой подобной литературы должна заниматься специальная комиссия. А что должен представлять собой такой орган, и кто, по вашему мнению, имеет право входить в эту комиссию?
- Безусловно, если человек не обладает необходимыми компетенциями, то он не имеет права судить о книге. Разработка механизма выявления подобной литературы остаётся за комиссией, определённой группой людей, которые смогут определить характер предоставленного издания. Не каждый человек, который получил лишь поверхностные знания о религии Ислам, вправе анализировать столь специфическую литературу. Это должен быть человек, глубоко вовлечённый в религию Ислам.
Нужно досконально изучить биографию потенциального члена комиссии, где и когда он получал образование, у кого учился, сколько и какие книги изучил, какими языками владеет. В комиссию должны входить знатоки богословия, те, кто понимает механизм вывода шариатских заключений. Считаю, что наш муфтий Камиль хазрат Самигуллин может организовать и утвердить подобную комиссию, поскольку обладает достаточным уровнем знаний и сможет взять на себя такую ответственность.
- Должны ли в работе такого органа принимать участие государственные структуры? Какова их роль в вопросе пресечения распространения литературы экстремистского характера?
- Конечно, крайне важно взаимодействовать с государственными структурами, поскольку именно они выносят постановление о запрете той или иной книги на основании действующего законодательства. Ведь государство на первый план ставит безопасность своего народа, своих жителей, в том числе и с точки зрения идеологии.
Поэтому будет глупо отрицать, что именно государство играет важную роль в принятии подобных решений. И делать оно должно это на основе тех выводов, которые им предоставляет компетентное экспертное сообщество. Таким образом, экспертное сообщество должно проводить соответствующую экспертизу, а окончательное решение должно оставаться за государственными структурами.
Но мы должны понимать, что не стоит принимать решения «сгоряча». Со сторонниками крайних взглядов сначала нужно вести беседу, приводить им логические доводы ошибочности их мнения, переубеждать, вести диалог, прививать добрые традиции и понятия. Через беседы можно искоренить из сердца, из души экстремистские воззрения.
Сегодня мы наблюдаем, что всё больше становится молодых людей, которые прочитали 2-3 книги и уже поднимают вопрос о такфире. На всевозможных лекциях и курсах повышения квалификации мы говорим об этом, опровергаем все те идеи, которые находим экстремистскими.
- Поделитесь имеющимся у вас опытом по работе с людьми, заражёнными радикальными мыслями. Каким образом можно строить работу по пресечению распространения экстремистской литературы в Татарстане, в России? Какой опыт арабских стран можно перенять нам?
- Я бы порекомендовал в Духовном управлении создать идеологический отдел, который бы отвечал за вопросы в сфере издания книг. Ещё одним шагом в просветительской работе станет создание мусульманского телеканала, который будет вещать не только на территории Российской Федерации, но и за её пределами для всех мусульман.
К примеру, в арабских странах довольно распространена практика, когда один или два раза в неделю на центральное телевидение приглашается мусульманский учёный, деятель и в режиме прямого эфира он отвечает на вопросы зрителей в зале и тех, кто смотрит передачу по телевизору.
К тому же, возвращаясь к созданию комиссии, то в нее должны входить люди, которые всё своё время посвятят этому вопросу. Было бы замечательно, чтобы такие специалисты также занимались преподавательской деятельностью, распространяя идеи правильных книг и подготавливая специалистов, которые смогут отвечать всем высоким требованиям. Безусловно, комиссия должна быть независимой, не подчиняться чьим-то низменным и сиюминутным интересам. Здесь нет места личным амбициям.
Следующим шагом может стать выход подобной комиссии за пределы Республики Татарстан, что позволит объединить все регионы РФ и собрать вокруг все муфтияты, взаимодействовать с ними на основании добровольного сотрудничества. Также такая комиссия может издавать небольшие, лёгкие по своему содержанию брошюры, где были бы отмечены все стандартные идеологические нормы, необходимые для мусульман.
Безусловно, важное внимание хотелось бы уделить ведению просветительской деятельности. Нужно проводить больше конференций, вести работу, чтобы предупреждать людей об опасности. Отдельно хочу остановиться на курсах повышения квалификации для имамов, где будут разбираться тонкие вопросы и стабилизироваться общественная мысль. Подобные курсы должны идти не 5-6 дней, а целый месяц.
Имамам нужно преподавать науку комментирования Корана, разъяснять терминологию хадисов, чтобы они прекрасно разбирались в четырёх богословских правовых школах, досконально знали мировоззренческую структуру Ислама. Немало важным является обучение ораторскому искусству. Весь этот набор знаний позволит предотвратить появление в мечетях крайних идей. У нас есть богатый опыт в этом направлении, итогом которого стал тот факт, что носители радикальных идей оставили свои прошлые ошибочные мысли и вернулись в лоно традиционного Ислама.
Ильмира Гафиятуллина